Ким Григорий Пунхаевич

Родился он 17 декабря 1916 года на прииске «Светлый» Бодайбинского района Иркутской области. Трудовую деятельность начал в 1932 году пионервожатым средней школы № 1 г. Алдан. С 1939 года он – на учительской работе. С первых лет работы Григорий Пунхаевич проявил себя способным и требовательным учителем математики, дающим прочные знания своим учащимся. В 1941 году он выдвинут на должность заведующего Алданским районным отделом народного образования. В 1942-1946 годах он учился в Якутском пединституте, был отличником учёбы и активным общественником, именным стипендиатом. По окончании института его направили директором в Пеледуйскую школу Алданского района, затем работал в Эльдиканской школе Аллах-Юньского района (ныне Усть-Майский). Отличительной чертой его, как руководителя, являлись знание психолого-педагогических основ учебно-воспитательного процесса, высокая требовательность к учителям, учащимся и родителям (Педагогическая энциклопедия. В 6 т./Сост. Иванова В.С. – ОАО «Ярославский полиграфкомбинат», 2000. – Т.1).

Затем Ким Г.П. руководил Жатайской средней школой, где особое внимание уделял организации ученического самоуправления, совершенствованию внутришкольного руководства работой педагогического коллектива и добивался его действенности. В 1968 году избирался делегатом VII съезда учителей Якутии. Григорий Пунхаевич руководил городским отделом образования в 1972-1974 годах.

В те годы нужно было внедрить в жизнь директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1971-1975 годы. Ставилась задача огромной экономической, социальной и политической важности – завершение перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи, усиление работы по идейно-нравственному воспитанию, профессиональной ориентации учащихся с учётом их склонностей и потребностей в квалифицированных кадрах (НА РС (Я). Ф.57. Оп.13. Д.13).

Тогда была введена как предмет начальная военная подготовка (НВП). И это нововведение требовало от Гороно и руководителей школ дополнительных хлопот по организации системы механизма хранения оружия в школе. По этой причине позже оружие было передано в военкоматы. Повышалась ответственность школы за подготовку подрастающего поколения к труду в сфере материального производства. К задачам первостепенной важности того времени относилось всестороннее развитие личности учащихся, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, усиление работы по профессиональной ориентации учащихся с учётом потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах. В школах развивалась педагогическая инициатива и творчество.

Успеваемость по г. Якутску в 1971-1972 учебном году составила 96,2%, а в 1972-1973 учебном году – 91,7%. В 1973-1974 учебном году в 40 школах г. Якутска обучалось 23825 учеников. Окончили из них школу 2782 человек, из них 2 ученика с золотой медалью, 162 с Похвальной грамотой.

23 апреля 1972 года на коллегии утверждены общественными инспекторами МП ЯАССР лучшие учителя г. Якутска: Евсеева Н.И. (№ 17), Копанец М.П. (№ 15), Панина З.А., Суровецкая Р.В. (№ 29), Шаплыгина Е.К. (№ 3). В том году 3 выпускника окончили школу с золотой медалью (НА РС (Я). Ф.57. Оп.13. Д.127).

Из окончивших 8 классов 2173 учащихся в 1972-1973 учебном году 1389 выпускников были приняты в 9-е дневные классы, 171 ученик поступили в средние специальные учебные заведения, 152 ученика – в 9-е классы школ рабочей молодёжи. Таким образом, процент продолжения образования выпускников восьмилетних школ в 9-е классы, дающие среднее образование, составил 93%.

В 1972-1973 учебном году в республике был проведён первый общественный смотр методической работы, проведена республиканская НПК по повышению эффективности урока в условиях перехода на новые программы, а также по внутришкольному контролю и руководству. На республиканском смотре-конкурсе на лучшую постановку физкультурной, спортивно-массовой, оздоровительной и воспитательной работы в 1974 году победителями по группе городских средних признаны школы № 10 (директор Новопашин Д.Г., учителя В.П. Сипаков и Остроухова М.В.), а по группе 8-летних – № 6 (директор Тюменцева В.П., учитель Шадрина Л.И.).

Ким Г.П. был удостоен высоких званий заслуженный учитель школы РСФСР и Якутской АССР, был личностью с большим жизненным и управленческим опытом, никогда не выдавал себя за того, кем не являлся. Педагоги города Якутска вспоминают о нём с большой благодарностью.

(Из сборника «Руководители столичного образования – проверенные временем» / составитель и редактор В. С. Иванова (Зверева). – Якутск : Смик-Мастер.Полиграфия, 2024. – 80 с.)