Петров Георгий Георгиевич

Он родился в с. Майя Харанского наслега Мегино-Кангаласского района в 1908 году Георгий Георгиевич писал: «С 7-8 лет приходилось батрачить у кулаков. В 1917 году под влиянием учителя Дъячковского П.Е. я самовольно без согласия родителей поступил в Майинскую церковноприходскую школу, которую окончил в 1920 году». Он в 1928 году окончил рабфак. В 1929 году поступил в Ленинградское отделение (филиал) Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской, после окончания которого с 1932 года Петров Г.Г. работал «по линии культурного фронта: с 1932 по 1934 годы был инспектором Наркомпроса». В 1934-1937 годах он работал заведующим Якутским гороно. В г. Якутске в 1934-1935 годах открыты 3 новых средних школы. С июля 1937 по июль 1938 года Петров Г.Г. – директор сельхозрабфака, затем – директор дорожностроительного техникума г. Якутска.

В тот период работа по ликвидации безграмотности взрослого населения продолжилась. Но эта работа в г. Якутске была поставлена под угрозой срыва, за что инспектор Гороно Николаев был отстранён от работы, а заведующему Гороно Петрову Г.Г. было объявлено «последнее предупреждение». Инструктором Гороно по ликбезу и политпросвету был назначен Васильев «с испытательным сроком 1,5 месяца» (Ф.П-4. Оп.13. Д.119. Лл. 1-5).

В Якутске на конец июля 1935 года функционировало 7 неполных средних, 13 начальных школ. Школы занимались в две смены, 130 (7,1%) детей не были охвачены обучением.

В 1935 году заведующему гороно Петрову Г.Г. бюро ГК ВКП (б) объявило выговор «за необеспечение заложной школы дровами», а в 1936 году – «за необеспечение учителем математики Мархинской нсш» (НА РС (Я). Ф. П-4. Оп.13. Д.119. Л.9).

16 июля 1936 года проходил II съезд ударников народного образования Якутии. Нарком просвещения Якутии И.Н.Жирков в докладе отметил лучшие школы. «…Среди наших школ есть и хорошие школы, как например, Якутская городская образцовая, Витимская и Якутская национальная опытно-показательная школа (ЯЦОПШ)».

Большой процент второгодничества падал на русский и якутский языки. С хорошими результатами работали Якутская 2-я городская образцовая школа. Обеспечение школ квалифицированными учительскими кадрами, учебно-методическими пособиями, укрепление материальной базой учреждений образования и другие серьёзные вопросы лежали на плечах немногочисленного аппарата Якутского Гороно.

Перед учительством были также поставлены ряд задач: поднять качество учёбы, повысить грамотность учащихся, воспитать сознательную дисциплину, активизировать методы преподавания, продолжить работу по политехнизации обучения, организовать горячие завтраки, ликвидировать безграмотность среди взрослых, второгодничество и вторую смену и т.д.

(Из сборника «Руководители столичного образования – проверенные временем» / составитель и редактор В. С. Иванова (Зверева). – Якутск : Смик-Мастер.Полиграфия, 2024. – 80 с.)