Софронова Матрена Ильинична — заслуженный учитель Якутской АССР, отличник народного образования СССР и РСФСР, Учитель учителей, ветеран педагогического труда, Почетный гражданин села Хатассы. Родилась 5 сентября 1933 г. в Багарахском наслеге Якутского района в семье колхозника-крестьянина. Её детство пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны. Окончив в 1950 году Хатасскую семилетнюю школу, Матрена Ильинична поступает в Якутское педагогическое училище № 1 на школьное отделение. Активная и инициативная, Мотя никогда не стояла в стороне от общественной жизни училища. Она была агитатором, занималась в самодеятельности, увлекалась лыжным спортом. После окончания педагогического училища Министерство образования дало молодой учительнице направление в Саккырырский район, но Матрена Ильинична отказалась и попросилась в Учурский район, в село Кутана, хотя, ни знакомых, ни родственников у неё там не было. Видимо, это была судьба, потому что здесь она впоследствии встретит свою половинку, своего будущего мужа – Софронова Прокопия Прокопьевича. Получив отличную оценку за госпрактику от заслуженных учителей Надежды Евменьевны и Парфения Никитича Самсоновых, окрыленная любовью к детям, начала Матрена Ильинична свою педагогическую деятельность в Кутанинской семилетней школе Учурского (ныне Алданского) района. До глубокой ночи просиживая над изучением педагогической литературы, старательно готовясь к урокам, вспоминала Надежду Евменьевну, её подходы и методы. Её образ был для Матрены Ильиничны путеводной звездой. Учителя на селе вели большую общественно-просветительскую работу. Матрена Ильинична была лектором, агитатором. Избиралась в выборные комсомольские органы, участвовала в самодеятельности.
В 1959 году молодая семья Софроновых переезжает в Хатассы. Здесь, в родной школе, Матрена Ильинична работает учителем начальных классов 25 лет. Заочно поступает в ЯО ЯГУ. Получив вторую специальность, в течение 18 лет проработала учителем якутского языка и литературы. Она первая и единственная из учителей вела классное руководство с 1 по 10 класс. Это был 10 «б» класс, 19 выпуск 1984 года.
За все годы учительства, постоянно повышая свой профессиональный уровень и педагогическое мастерство, работала над актуальными вопросами обучения и воспитания школьников. Матрена Ильинична ежегодно выступала на школьных и республиканских педагогических чтениях. Темы её докладов говорят о системной и кропотливой работе сельского учителя: «Дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся», «Формирование у старшеклассников активной жизненной позиции», «Развитие творческих способностей учащихся на уроках родного языка и литературы» др. Успешно работал литературный кружок «Кыымчаан», которым она руководила. Кружковцы выпускали рукописный журнал, их работы печатались в республиканской детской газете.
Матрена Ильинична является учителем-экспериментатором. Под руководством Надежды Евменьевны и Парфения Никитича Самсоновых в 70-х годах впервые провела эксперимент по трехгодичному методу обучения профессора Занкова. Она является автором учебника якутского языка для 5-х классов с русским языком обучения, соавтором программ якутского языка. По защите составленной программы ездила на курсы учителей якутского языка и литературы северных улусов в Табалахскую среднюю школу, где выступила с докладом и дала открытый урок. Сколько было открытых уроков для учителей школы, города, республики за всю педагогическую деятельность – даже не сосчитать. Опытный педагог, Матрена Ильинична всегда считала, что ключ успеха работы учителя – это тесный контакт с родителями учеников.
Матрена Ильинична всегда находилась в гуще общественной жизни села и школы. Ряд лет она возглавляла партийную и профсоюзную организацию, являлась депутатом Хатасского сельского совета, руководила лекторской группой общества «Знание», была членом женсовета, руководителем агитзоны и школы молодых коммунистов. Все это говорит об авторитете и уважении учителя среди населения. Матрена Ильинична вспоминала, что такую общественную нагрузку и работу в школе сочетать было в порядке вещей, жизнь была интересной и насыщенной.
После выхода на заслуженный отдых Матрена Ильинична открыла в себе поэтический талант. Сборник ее стихотворений увидел свет в 2001 году и был приурочен Году учителя. Стихотворения Матрены Ильиничны написаны на якутском языке. Читая её стихи, чувствуешь всю красоту и всё богатство родного языка. Каждое стихотворение пронизано особой любовью, теплом к родному селу, к своим родным и близким. Музыку на стихи Матрены Ильиничны «Хайгыыр, ахтар Хатаһым» и «Баҕарах» написала мелодист Марфа Тихоновна Данилова. Они часто исполняются на различных концертах нашего села.
Матрена Ильинична — автор Гимна Хатасской школы, музыку к стихотворению «Саҥа оскуола» написала учительница национальной культуры Алексеева Ирина Витальевна, ее ученица. Гимн воспитывает патриотизм и любовь к родной школе, объединяет детей, родителей и педагогов, вдохновляет их на открытие новых знаний, преисполнен гордости за сотрудников и обучающихся, за их достижения, сохранение лучших традиций. Гимн исполняется обучающимися и учителями на всех значимых мероприятиях школы и является нашей уникальной визитной карточкой.