Путь в профессию
С чего начинается путь в профессию?
В 1966 г. Наталья Кирилловна, окончив школу №2 Усть-Кут Иркутской области, успешно сдала вступительные экзамены и поступила на русское отделение ИФФ ЯГУ. Прекрасные преподаватели: Н.Г. Самсонов, М.Г. Михайлова, Л.М. Морозова, К.И. Платонова и другие – вложили крепкие знания и любовь к русскому языку и литературе. Становлению педагогического мастерства помогали методисты М.Я. Мишлимович, Т.П. Самсонова, Т.И. Орлова, они заложили основные принципы построения урока, научили подбору материала, творческому подходу к урокам.
Школа, которая стала домом
В 1971 г. по распределению пришла работать в 29-ю школу г. Якутска, где трудится по сей день в течение 52 лет.
В первые годы работы наполняемость классов – 40-43 ученика, и молодому учителю нужно было заинтересовать каждого, заставить слушать, вникать, понимать. Чтобы этого достичь, просиживала в библиотеке, исписывала тетради конспектами уроков, опробовала разные приемы и методы работы. Все усилия приносили плоды: дети уважали молодого педагога, любили ее, старались помочь.
Серьезную методическую помощь получала на городских семинарах и в институте усовершенствования учителей у Н.С. Костиной. Посещала все семинары русоведов, принимала в них активное участие. Многому там научилась. Профессиональному росту учителя помогло и методическое сотрудничество с коллегами Л.Н. Тетериной и Л.Ф. Братищевой.
Наталья Кирилловна более 30 лет руководила методическим объединением русоведов школы. Была руководителем городского МО. Проводила открытые уроки, мастер-классы, семинары для учителей города и республики.
Педагогическое кредо
На протяжении всех лет работы Наталья Кирилловна всегда творчески подходит к урокам в соответствии с требованиями времени. Она в постоянном поиске, открыта к инновациям в образовании. Всё это позволяет учителю значительно повышать эффективность учебного процесса.
Одним из основных методов ее работы является постоянная смена видов деятельности, где определяющим становится творческое взаимодействие учителя и ученика. Ученики отмечают, что ее уроки создают нужный эмоциональный настрой для работы, и поэтому занятия проходят активно и интересно, рождают желание глубже и ближе познакомиться с той или иной темой, это маленькие представления, участником которых может стать каждый желающий ученик.
Применение современных педагогических технологий и различных форм работы на уроке (проектная, проблемная, исследовательская, личностно-ориентированная технологии, уроки-мастерские), вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность формируют у них устойчивую учебную мотивацию. Это способствует развитию интереса к гуманитарным предметам, формирует метапредметные компетенции, нешаблонное мышление – качества, позволяющие выпускнику рассчитывать на успех в современном обществе.
Поэтому за 52 года педагогической деятельности все выпускники Натальи Кирилловны успешно сдают экзамены по русскому языку и литературе, занимают высокие места в предметных олимпиадах, творческих конкурсах города, республики, страны.
Меняются приоритеты, программы, появляются новые технологии и методики, но, по мнению Натальи Кирилловны, неизменным остается главнейшая задача педагога — научить воспитанника трудиться. Научить самостоятельности, желанию преобразовывать мир. Делать его лучше, счастливее. Одним из важнейших аспектов ее деятельности является нравственное воспитание школьников, которое несет урок литературы. Это особенно важно сегодня, когда на первый план выходят цифровые технологии. Не случайно темами научного исследования она выбирает следующие: «Нравственное воспитание на уроках литературы», «Формирование нравственного идеала на уроках литературы», «Интеграция на уроках литературы», «Нравственное воспитание учащихся средствами современного урока» и др.
Профессиональный опыт Натальи Кирилловны систематически обобщается: она проводит открытые уроки, мастер-классы, выступает на семинарах, форумах, конференциях разного уровня, в том числе международного, публикует статьи в методических сборниках, журналах.
Наставничество
Сеничева Н.К. – педагог высочайшего мастерства, учитель-наставник, пример не только для молодых коллег, но и всего коллектива школы.
На протяжении многих лет Наталья Кирилловна руководит педагогической практикой студентов СВФУ (ЯГУ). Является наставником молодых учителей, помогла им полюбить профессию и найти себя в ней. Вырастила не одно поколение учителей высшей категории. Методическое объединение учителей русского языка и литературы под началом Натальи Кирилловны стало одним из самых трудолюбивых, работоспособных, творческих коллективов, умеющих учиться новому. Еще одним показателем значимости Натальи Кирилловны является и то, что многие ученики пошли по ее стопам.
Все, кто общается с педагогом, отмечают ее умение сплотить, объединить учителей разного возраста, с разным опытом работы в единый творческий коллектив, которому по силам выполнение всех задач, предъявляемых современными требованиями образования.
Сеничева обладает удивительным умением воодушевить коллег, помочь им практически или просто добрым советом, защитить, заставить стремиться к новому.
Помимо работы в школе, Наталья Кирилловна активно занимается общественной деятельностью. Она представляла республику на Всесоюзном Съезде учителей, была членом республиканской комиссии по проверке сочинений на право получения золотой медали, членом Совета по языковой политике при Президенте РС(Я), редактировала материалы для «Педагогической энциклопедии», состояла в оргкомитетах городских конкурсов и олимпиад.
Сейчас Сеничева Н.К. является бессменным наставником, хранительницей традиций школы.
Ее труд оценен по заслугам следующими наградами:
Знак «Отличник народного просвещения»
Учитель-исследователь
Заслуженный учитель РФ
Стипендиат фонда «Дети Саха-Азии»
Обладатель Гранта Президента РФ «Лучший учитель России»
Знак отличия «За вклад в развитие образования столицы»
Знак «Учитель ученических признаний»
Знак отличия РС (Я) «Гражданская доблесть»
Нагрудный знак «Почетный ветеран системы образования РС (Я)»
Нагрудный знак Министерства просвещения РФ «За верность профессии»
Методическое объединение учителей русского языка и литературы,
Лукина М.Н., Семенова М.М.