tarkinЕмельян Степанович Таркин (1924-1994), ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный учитель ЯАССР, Заслуженный работник науки и культуры ЯАССР, Отличник народного просвещения РСФСР. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени,
медалью «За Победу над Германией»

Учитель — воин в моей жизни

      Встреча. Наша первая встреча состоялась в 1949 году, когда я поступила на исторический факультет педагогического института. В середине сентября Емельян Степанович читал нам свою первую лекцию. Мы, студенты, уже много знали о нём со слов нашего куратора. И вот перед нами предстал молодой человек с военной выправкой. Не скрою, что вся наша группа влюбилась в нашего преподавателя. И было за что. Его отличало то, что он не столько читал, сколько рассказывал о зарубежной истории. С первых занятий показал методику записи лекций. Лист в тетради делили на две части. В правой велись записи, а левая, меньшая часть, оставалась чистой, где студенты должны были записывать ответы на вопросы, заданные преподавателем в конце лекции. Ответы мы искали в рекомендованной нам литературе, что заставляло нас идти в библиотеку им. А.С. Пушкина и работать с первоисточниками. Потеряв свою правую руку в боях на Орлово — Курской дуге, Емельян Степанович выучился писать левой и писал так красиво на доске, что мы все поражались его почерком и проникались уважением к нашему любимому учителю.

Формирование знаний. С большой пользой для нас, будущих учителей, проходили семинары по истории зарубежных государств. Как правило, на них не просто приходила вся группа, а готовились все, каждый участник старался ответить на все вопросы. Так высок был авторитет нашего преподавателя, глубоки его знания. Очень хотелось ему подражать, и мы старались больше читать, конспектировать, учились аргументировать свою точку зрения.

За страницами учебников. В годы студенчества Емельян Степанович привил нам любовь к краеведению. В свободное от работы время он с увлечением показывал нам исторические места столицы республики и за её пределами. До сих пор помню своё первое посещение краеведческого музея, музея Серго Орджоникидзе, место гибели отряда Каландаришвили и т.д.

Коллеги. В 1954 году мы с Емельяном Степановичем стали коллегами. По его рекомендации я пришла работать в школу N9, где Емельян Степанович был завучем. Школу возглавлял М.И. Кершенгольц. Как сейчас помню свой первый рабочий день, начавшийся с тёплой встречи с руководителями. Затем мне дали задание принять экзамен по истории. Запомнила я и имя ученицы, получившей переэкзаменовку на осень, и то, что присутствующие на экзамене оба руководителя с уважением отнеслись к моей оценке знаний экзаменующейся.

С начала учебного года Емельян Степанович стал моим наставником по предмету, старался всеми силами сделать меня квалифицированным специалистом по истории. Работали в параллельных классах. Расписание составлялось таким образом, что я имела возможность посетить сначала уроки своего наставника, а потом идти в свои классы. Это очень помогало, особенно при изучении сложных тем в старших классах. Можно сказать, что Емельян Степанович вёл меня за руку к овладению профессией учителя. Спасибо ему за это!

Значительное место в нашей совместной деятельности занимала внеклассная работа: семинары по Ленинской тематике, по истории Великой Отечественной войны, исторические вечера. Изучали исторические памятники города Якутска, мифы Древней Греции, собрали коллекцию денежных знаков разных государств и т.д. Создали хороший по тем временам Ленинский зал, тесно сотрудничали с Дворцом пионеров, где готовили экскурсоводов. Проводили вечера, посвящённые историческим датам, в которых активное участие принимали все классные руководители. Другие учителя — предметники работали тоже с большим энтузиазмом. Несмотря на то, что коллектив в те годы был молодым, школа славилась своими успехами по всем направлениям. И в этом немалая заслуга завуча Емельяна Степановича, умело направляющего энергию молодых.

Совершенный учитель. Когда Емельян Степанович получил приглашение снова на преподавательскую деятельность, но уже в ЯГУ, коллектив с сожалением принял эту весть. А я в душе порадовалась за тех студентов, которые выберут профессию учителя истории. Когда — то Л. Толстой написал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам — он совершенный учитель!» Это в полной мере относится и к моему любимому учителю Таркину Емельяну Степановичу.

Совершенный учитель. Когда Емельян Степанович получил приглашение снова на преподавательскую деятельность, но уже в ЯГУ, коллектив с сожалением принял эту весть. А я в душе порадовалась за тех студентов, которые выберут профессию учителя истории. Когда — то Л. Толстой написал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам — он совершенный учитель!» Это в полной мере относится и к моему любимому учителю Таркину Емельяну Степановичу.

Пожелание коллективу. Коллективу школы N9 им. М.И. Кершенгольца предлагаю открыть в школе класс истории имени Емельяна Степановича Таркина к 70-летию Победы над фашизмом.

Материал подготовила Сюндюкова Г.Б., ветеран педагогического труда