Аммосова Ксения Петровна (1893-1976). Ксения Петровна кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почета, Заслуженный учитель школ ЯАССР.
Ксения Петровна родом из Борогонского улуса, ее мать — Ирина Григорьевна Вешникова выходит замуж за политического ссыльного Деамила Александровича Александрова. Он был сослан за участие в революционной работе среди рабочих фабрик Гешера и Торытан Санкт — Петербурга. Родились трое детей. В целях безопасности девочки приняли фамилию мамы, отчества выдуманные. Дети воспитывались в прогрессивном духе у отца и его сподвижников.
В Якутске Ксения оканчивает церковно — приходскую семинарию, женскую гимназию и 2-х годичные курсы учителей. Аммосова К.П. в 1911 г. в 19 лет стала учительствовать, проработала 55 лет.
В 1911 г. она направлена учительницей в Ат – Дабанскую начальную школу, вечерами обучала грамоте взрослых. Установила связь с политссыльными. Здесь выходит замуж за политссыльного Хаенко Ивана Михайловича, сосланного в 1912г. из Нежнеднепровского уезда.
В 1912 г. она направлена в Олбинскую школу. Здесь Ксения Петровна работает с С.М. Кочкиным, впоследствии заслуженный учитель школ ЯАССР, кавалер ордена Ленина. командированы в Средне – Колымск. (Он – заведующим народным театром, она — учителем.) При выполнении задания парторганизации Хаенко был убит белогвардейцами на пути в Абый. Ксению с 4-мя детьми соседи спрятали и спасли от белогвардейцев.
В Верхоянске работает в школе, руководит методобъединением учителей начальных классов. Выходит замуж за красного командира Иннокентия Ильича Аммосова (юриста по образованию). Аммосов И.И. был избран членом ЯЦИК и коллегии Верховного суда ЯАССР, переехали в г. Якутск.
Более 20 лет К. П. Аммосова работала в школах №1, 3, 6. Интересен опыт работы над ошибками. Учительница отмечала ошибки в работах детей объясняя их, дети дома самостоятельно работали над ними. К работе по языку применяла отрывки из произведений классиков русской литературы. Уроки вела активно, часто беседовала. Готовила индивидуальные задания. Ее отличали доброта и внимание к ученику. Оценку в журнал сразу не ставила. Ставила после определенной индивидуальной работы. Вела дневник педагогических наблюдений. К работе с отстающими учащимися привлекала сильных учеников.
Любой учитель должен овладеть 2 важными качествами: глубоко знать свой предмет и его методику, а также искренне любить детей. Все остальное приложится с годами. Ученики простят нам даже резкость, но не простят нам серость и банальность мысли.
К.П. Аммосова принимала активное участие в составлении учебников, букварей, наглядных пособий.
(Рукопись Афанасьева В.Ф., газета «Кыым» от 21 ноября 1973г. ст.Егорова «Возвращая весну нескончаемую в сердце…»)
У нее 7 детей: Лидия Ивановна и Валериан умерли, Людмила и Георгий Аммосовы, Люция Иннокентьевна, Эмилия и Ксения.
17 внуков, 13 правнуков.
Дочери Ксении Петровны:
- Лидия Ивановна Хаенко (умерла в 1990г.) — впоследствии заслуженный работник культуры РСФСР и ЯАССР, зав. библиотекой им Г.В. Белинского. Внучка – Родионова Нисса Михайловна, правнучка – Татьяна Борисовна живет в квартире Лидии Ивановны.
- Людмила Ивановна Хаенко – заслуженный работник культуры РСФСР и ЯАССР, отличник культуры СССР, библиотекарь.
Документы, награды К. П. Аммосовой дочь сдала в Краеведческий музей им.Ем. Ярославского (директор Местникова М.В.). Есть материалы об Аммосовой К.П в Музее Верхоянска , где она работала.
Анисимов Петр Алексеевич (1895 — 1953). Заслуженный учитель школы РСФСР и ЯАССР, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени родился в г.Якутске в семье политического ссыльного. Рано лишившись родителей, первое время воспитывался в приюте, затем в пансионе.
Заслуженный учитель школы РСФСР и ЯАССР, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени родился в г.Якутске в семье политического ссыльного. Рано лишившись родителей, первое время воспитывался в приюте, затем в пансионе.
Петр Алексеевич педагогическую деятельность начал в 1918 году после окончания семинарии. Много лет в школах Якутска преподавал биологию и химию. В суровые годы войны он организовал пришкольный участок, который являлся одним из лучших по городу Якутску. Материалы прикольного участка П.А.Анисимов умело использовал на учебных занятиях как наглядно – дидактический материал.
Опытный учитель и методист, большое внимание уделял эстетическому воспитанию учащихся. Созданные им хоровой и музыкальный кружки в семилетней школе №1, оркестр народных инструментов, хор мальчиков при Доме пионеров занимали в смотрах первые места в 1942-1945 г.г.
Патриот П.А.Анисимов, выступая по случаю дня победы над фашистской Германией в 1945 году , так выразил безграничную любовь к Родине и к педагогической работе: «Я состою учителем 27 лет и не собираюсь оставить почетного места, потому что очень люблю детей – школьников, люблю всю жизнь в нашей стране. Нельзя не любить жизнь!
Мы пережили счастье победы, а теперь хочется жить, чтобы гордиться славой народа – героя, народа – победителя, чтобы увидеть мудрый и прекрасный расцвет Человеческого счастья».
(Афанасьев В.Ф. Учительство Якутии в годы Великой Отечественной войны. «В помощь учителю», 1959г. Выпуск XXIV.с. 19-20, «Ветераны педагогического труда» Выпуск 1., Якутск, 1965г. с. 26-28, )
Винокуров Иван Иванович (1900 — 1984 ). Заслуженный учитель школ ЯАССР и РСФСР, кавалер орденов Ленина и двух — Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», значком «Отличник народного просвещения», один из известных деятелей народного образования Якутии И.И.Винокуров.
С 1920 года – Иван Иванович на педагогическом фронте, прошел почти все этапы педагогической работы: рядовой учитель, заведующий районо, школьный инспектор Минпроса ЯАССР, заведующий кабинетом школ – интернатов и детских домов Якутского республиканского института усовершенствования учителей.
Иван Иванович знаток и патриот педагогического дела. Где бы он не работал, везде и всюду проявлял инициативу и проникновенную любовь к избранной профессии. Много лет Иван Иванович работал директором семилетних и средних школ. Как директор школы заблаговременно заботился о подготовке школы к новому учебному году. Он считает, что доброкачественная и своевременная подготовка к новому учебному году обеспечивает половину успеха в учебно – воспитательной работе.
Руководитель школы И.И. Винокуров был очень строг и тр56ебователен к себе и другим, увлекал коллектив учителей личным примером: добросовестным отношением к служебным обязанностям, аккуратностью в работе и высокой внутренней организованностью.
Долговременная инспекторская работа помогала ему глубже вникать в учебно – воспитательный процесс школы. Он оказывал систематическую помощь молодым учителям, рекомендовал им читать нужные статьи из газет и журналов, проводил собеседования, часто посещал уроки, организовал изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, регулярно контролировал ведение школьной документации и ученических тетрадей, углубленно изучал систему и стиль работы отдельных учителей.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны И.И. Винокуров, будучи директором Среднеколымской средней школы, сделал первый выпуск. Много сил и знаний он отдавал укреплению учебно – материальной базы школы, организовал ученическую рыболовец кую бригаду, создал фонд всеобуча и оказывал материальную помощь семьям военнослужащих.
В 1956 -1957 учебном году по инициативе и при личном участии т. Винокурова организованы учебные мастерские при Алданской средней школе №1. Впоследствии учащиеся этой школы проходили производственную практику на предприятиях «Алданзолото».
И.И. Винокуров систематически работает над повышением идейно – политического уровня и педагогической квалификации. В 1925 году он был участником первой экскурсии учителей – якутян в Москву, где ознакомился с постановкой школ 1 ступени и прослушал курсы по переподготовке работников социального воспитания. В 1938г. без отрыва от производства закончил отделение русского языка и литературы Якутского государственного учительского института.
Как опытный педагог, он оказывает большую помощь работникам интернатов и школ – интернатов, обобщил опыт работы Кюсюрской и Золотинской школ – интернатов.
И.И.Винокуров обладает большой педагогической культурой и знаниями, пользуется заслуженным авторитетом среди учительства республики. За долголетнюю и безупречную работу в 1967 году занесен в Книгу почета Министерства просвещения ЯАССР и ОК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
(Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966,стр. 245 Он же Ветераны педагогического труда. Якутск, 1971, стр.33.).
Егоров Николай Васильевич ( 1903 — 1983). Заслуженный учитель Якутской АССР, РСФСР, отличник народного просвещения, Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени участник Великой Отечественной войны награжден орденом Красной Звезды, 5 боевыми медалями и 13-ю Благодарственными письмами Верховного Главнокомандующего родился в 1903 году в с. Куорамыкы Верхневилюйского района. В 1915 году поступил в Вилюйское высшее начальное училище. Педагогическую деятельность начал в 1922 г.
В 1929 — 1932 гг. Н.В. Егоров руководил Игидейской образцовой школой имени Э.К. Пекарского в Таттинском районе, затем несколько лет он работал учителем Хаптагайской ЯОНПШ. В этих школах экспериментировал новые приемы и методы учебно-воспитательной работы, практические результаты передавал учителям других школ.
В Игидейской образцовой школе Николай Васильевич впервые в республике стал проводить праздники урожая, «Здравствуй, осень золотая!», первые и последние звонки, математические олимпиады, ставшие впоследствии традиционными во многих школах республики.
Н.В.Егоров составлял учебники, учебные пособия и переводил с русского на якутский язык. В 30-х годах выходят учебники «Сайды суола», «Аа5ар кинигэ», позже– «Родная речь», книга для 2-го класса якутской школы (на якутском языке), «Книга для чтения» для чтения учащихся 4 класса якутской школы, «Якутский язык», учебник по якутской грамматике для 3 класса якутской школы. Эти учебники переиздаются до сих пор. Кроме того, Н.В. Егоровым составлены десятки методических разработок, статей и учебных программ.
С 1942 г. по 1945 гг. Егоров Н.В. воевал в рядах Красной Армии освобождал Украину, участвовал в битвах за Сталинград, в освобождении Молдавии, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Польши, Венгрии, окончание войны встретил в Австрии. Учитель и на фронте остался учителем. В первые дни после освобождения Сталинграда по приказу начальника штаба полка Демидова в Ворошиловградском районе города он организовал работу школы.
Николай Васильевич вернулся с войны и с 1945–1954 гг. работал завучем СШ №2 г. Якутска.
Большой заслугой Николая Васильевича является изучение, обобщение и распространение передового опыта. С 1954 г. Н.В.Егоров десять лет заведует кабинетом педагогики начальных классов ЯРИУУ, руководит методическим кабинетом районо, методическими объединениями школ, проводил семинары, совещания, конференции по методическим вопросам. Он много ездил по другим областям, республикам и городам СССР, изучил опыт работы мастеров педагогического труда Бурятской, Татарской АССР, Липецкой, Московской областей. Все лучшее, положительное передал учителям школ Якутской ЯАССР.
(Афанасьев В.Ф. «Ветераны педагогического труда» Выпуск 1., Якутск, 1965г. с. 43-44 ).
Емельянова Анна Матвеевна — заслуженный учитель школ ЯАССР, кавалер ордена Ленина, работала директором школы в 1952 – 55 годах
Корякин Константин Евгеньевич (1922 — 1979). Константин Евгеньевич заслуженный учитель школ Якутской АССР, отличник народного просвещения, кавалер ордена Ленина, орденов Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Славы 3-й степени, отличник физической культуры СССР, награжден медалями: «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в войне 1941-1945 гг.», «За взятие Кенигсберга», юбилейными «20(30, 40, 50, 60) лет Победы в Великой Отечественной войне», «50(60) лет Вооруженных сил».
Из доклада ученика 11 «А» класса МОБУ СОШ № 9 им. М.И. Кершенгольца Кириллина Владимира на НПК по краеведению «Константин Евгеньевич Корякин – воин, учитель, спортсмен»: «Наш учитель–воин Константин Евгеньевич родился 15 апреля 1922 г. в г. Вилюйске в семье потомственных казаков. Окончил Вилюйскую среднюю школу. После окончания школы поступил в Вилюйское педагогическое училище. В годы учебы он выделялся своими знаниями по физике и математике, хорошей физической подготовкой. Свою педагогическую деятельность начал в 1939 г. учителем физики и математики Жахутской семилетней школы Вилюйского района.
Весной 1941-го думал поступать в педагогический институт. Но молодого учителя призвали в ряды Красной Армии, и первое сентября он встретил в окопах, на фронте, защищая Родину от врагов. Кавалерист К. Е. Корякин отважно прошел боевой путь от Москвы до Эльбы.
24 июня 1945 г. Москва. Красная площадь. Парад Победы Советского народа над фашистской Германией. Сводные полки были укомплектованы рядовыми, сержантами и офицерами различных родов войск, отличившихся в боях и имеющих боевые награды. Парад принимал заместитель Верховного Главнокомандующего маршал Советского Союза Т.К. Жуков, командовал парадом маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский. В этом памятном Параде Победы участвовали 14 воинов-якутян, среди них Корякин К.Е. вместе с воинами бросал фашистский флаг к подножью Мавзолея.
В марте 1946 г. К. Е. Корякин был демобилизован и вернулся в родной Вилюйск, чтобы продолжить свой мирный труд, прерванный войной. В 1947 г. он поступил в Якутский государственный педагогический институт на физико-математический факультет и в 1951 г. окончил.
С этого времени, в течение почти 30 лет, К.Е. Корякин работает преподавателем физики в 9-й средней школе г. Якутска; он учит ребят не только физике, но и физкультуре, военной подготовке. Он был неоднократным призером и 29-кратным чемпионом республики по легкой атлетике и рекордсменом Якутии в беге на 800, 1500, 3000, 5000 метров.
Константин Евгеньевич считал, что ему выпало большое счастье — уцелел в жарких боях с фашизмом, чтобы радоваться жизни и учить детей – надежду будущего. К.Е. Корякин один из ведущих учителей физики города. Его уроки отличались глубиной содержания и методической стройностью. Он тщательно готовился к каждому занятию, стараясь заинтересовать школьников новыми фактами, экспериментами, опытами. Систематически занимался самообразованием, следил за новинками литературы по педагогике, методике, научно-техническому прогрессу. После занятий школьники делали опыты, самостоятельно решали усложненные задачи, изучали киноаппаратуру, конструировали. К.Е.Корякин был врагом шаблона в педагогической работе; его девиз – творческий подход к делу. «В обучении и воспитании подрастающего поколения, — говорил Константин Евгеньевич , — проторенных, гладких дорог не может быть, нет и готовых рецептов. Даже, чтобы перенять поучительный опыт учителя, нужно затратить много сил и времени; ведь требуется его проанализировать, осмыслить, приспособить к своей личности, своей манере вести занятия ,»
Из воспоминаний выпускника 1954 года Чистякова С.Л.: « …Я уже упоминал, что Константин Евгеньевич Корякин у нас, учеников середины 50-х годов, ассоциируется прежде всего как великолепный общественный тренер, спортсмен. Это уже чуть позже он стал знаменитым преподавателем физики. Спортзал в школе был в маленькой комнате, в торце коридора 1-го этажа. Имея такую практически нулевую базу для занятий физкультурой и спортом, Константин Евгеньевич творил прямо-таки чудеса. Ребята имели очень высокие спортивные результаты. Первым проверочным тестом в каждом сезоне была весенняя эстафета на приз газеты «Социалистическая Якутия». Наша школьная команда соревновалась со взрослыми и занимала первые, в крайнем случае, призовые места. В классе, где я учился, было, как минимум, три хороших, а может быть, даже выдающихся спортсмена: Альберт Пласкеев, Алла Маркова и Борис Китновский. Алик Пласкеев, будучи студентом Ленинградского политеха, в 1957 году был членом сборной СССР в эстафете 4 x 100 м. За 1957 год он побывал в семи столицах мира (Пекин, Хельсинки и т.д.)».
Максунова Людмила Семеновна, в школе № 9 проработала учителем физкультуры более 50 лет, вспоминает: «Я заменила в 1953 году К.Е.Корякина в должности учителя физкультуры, а он сосредоточился на преподавании физики. Успешно вел секцию по легкой атлетике. Школа постоянно занимала 1-ые места в эстафете «9 Мая». Коллеги и друзья помнят Константина Евгеньевича как скромного человека, неутомимого труженика и обаятельного человека».
Кочнев Пантелеймон Иннокентьевич (1898г. — 1973). Заслуженному учителю школ ЯАССР, кавалеру ордена Ленина, отличнику народного просвещения Пантелеймону Иннокентьевичу часто приходили письма из разных концов Союза. Писали из Москвы, Новосибирска, с Курильских островов, из городов и сел Якутии. Почти все письма начинались: «Дорогой и любимый мой учитель Пантелеймон Иннокентьевич!». Старейший учитель дорожил этими письмами своих бывших учеников.
Для П.И. Кочнева было характерно большое трудолюбие, добросовестное отношение к работе, преданность педагогической профессии. Он старался каждый свой урок сделать содержательным и высокоидейным, тщательно готовился к ним, насыщал их наглядностью и материалами современности. На каждом уроке ученики получали полезные и нужные для жизни знания и навыки. Учитель русского языка силами учащихся и родителей составил 245 наглядных пособий.
Кочнев П.И. является одним из первых организаторов краеведческой и опытнической работы в школах ЯАССР. «Летом в отпускное время, — писал о нем школьный инспектор, — его можно видеть собирающим гербарии по ботанике, занимающимся сбором экспонатов для школьного музея, которым он заведует, составляющим таблицы и рисунки для изучения грамматических категорий по русскому языку и т.д. В дни занятий еще за час до начала уроков он уже в школе, занимается в учительской или проводит подготовку учащихся к урокам. Во время перемен он организатор культурного детского отдыха.»
В 1956 -58г.г. П.И.Кочнев образцово организовал воспитательную работу в школьном интернате Тулагино – Кильдямской семилетней школы Якутского района. На передовом опыте Кочнева П.И. учились воспитатели многих школьных интернатов. Под руководством Пантелеймона Иннокентьевича при Тулагино – Кильдямской школе был организован краеведческий музей.
Придавая большое значение эстетическому воспитанию, П.И.Кочнев сам руководил кружком художественной самодеятельности и оркестром школьников. Обобщая свое музыкальное творчество и богатый опыт по руководству самодеятельностью, Пантелеймон Иннокентьевич подготовил сборник песен для учащихся якутских школ. В связи с 115-летием П.И.Кочнева переиздан его нотный сборник «Приветствие Туймады». 07.12.2013г. в газете «Якутия» (статья С.Казакова) лауреат российских, всесоюзных, международных конкурсов, преподаватель Якутского музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова Владимир Ксенофонтов пишет: «В истории народно – инструментальной музыки это первая форма пропаганды для балалайки песенного творчества якутских композиторов и мелодистов. Это ценнейший материал для музыкальной науки, музыковедения и музыкологии.» Песенник написан в двух системах: европейской нотной 5-линейной записи и табулатурной европейской записи. В сборник включены 34 популярные народные песни 1920-1930 годов и советские песни 1950-1960-х годов.
Сборник предназначен как учебное пособие для преподавателей в классе балалайки детской музыкальной школы, детской школе искусств, Якутском музыкальном колледже, Высшей школе музыки РС(Я) и Арктическом государственном институре искусств и культуры.
Кочнев П.И. активный пропагандист педагогических знаний. Его беседы, доклады – «О воспитании детей в семье», «Об искусстве педагога», «Об эстетическом воспитании» — всегда выслушиваются с большим вниманием.
Учитель – пенсионер – писал статьи в газету «Бэлэм буол», был частым гостем школьников и пионеров Тулагино – Кильдямской школы.
Его большая работа последних лет является учебник по пению для 1 класса якутской школы.
В 1994 году имя Кочнева Пантелеймона Иннокентьевича присвоено Тулагинской школе.
(Сб. «В помощь учителю» Выпуск 5-6, Якутск, 1949г., с. 36. В. Афанасьев «Ветераны педагогического труда». Выпуск второй. Якутск 1967г. Доклад на НПК «Кочнев – организатор и новатор пришкольных участков» ученицы Тулагинской СОШ им.П.И.Кочнева Кривошапкиной Л.Н. Газета «Якутия» от 07.12.2013г.)
Попов Николай Семенович (1900 – 1957г.). Попов Николай Семенович награжден самой высокой правительственной наградой — орденом Ленина, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и двумя Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР, педагогический стаж 38 лет.
Николай Семенович родился 22 января 1900 г. в с. Кочай Нюрбинского района. В 1919 г. окончил Вилюйскую среднюю школу второй ступени и с 1920 года беспрерывно работал учителем математики в родном Нюрбинском улусе. В то время, когда не было интернатов, Попов Н.С. много ездил по наслегам улуса, выявлял детей с математическими способностями и привозил их к себе домой на попечение жены. Одаренные дети жили в их семье. В будущем это декан ЯГУ Алексеев Михаил Афанасьевич, первый кандидат физико-математических наук, преподаватель высшей алгебры ЯГУ Семенов Семен Николаевич и многие другие.
Николай Семенович продолжительное время работал учителем математики в Нюрбинской средней школе, где был открыт музей, посвященный его педагогической деятельности. К сожалению, школа сгорела, и материалы о нем не сохранились.
В 1945 году переезжает в Якутский район. 2 года Н.С. Попов работает Тулагино-Кильдямской семилетней школе
В 1947 году Николай Семенович назначен заведующим методическим кабинетом Якутского района.
С 1948 года учитель Мархинской семилетней школы, с 1951г. преподает в Жатайской средней школе и Жатайской вечерней школе рабочей молодежи.
В памяти коллег он остался интеллигентным и талантливым педагогом, который с большим желанием делился своим опытом работы и помогал молодым учителям.
Попова Мария Яковлевна (1892 — 1967). Мария Яковлевна заслуженный учитель ЯАССР и РСФСР, кавалер Ордена Ленина, награждена значком «Отличник народного просвещения», медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Никитиных — Попова (Никитина).
Учитель начальных классов родилась в 1892 году 17 января в г. Якутске. В школу пошла в 7 лет, за 2 года окончила 3-х годичный курс Образцовой школы и продолжила образование в Якутском Епархиальном женском училище, окончила его в 1907 г., получив звание домашней учительницы. Первые 3 года учительствовала в районах (2- Нахарцы и 2- Соттинцы). С 1910 г. работала в школах г. Якутска, в т.ч. в воскресной школе взрослых. Из воспоминаний Марии Яковлевны: «В первые годы моей работы в городе меня часто перебрасывали из школы в школу для изжития прорывов моих предшественников».
Учительница постоянно повышала свой профессиональный уровень: в 1911 г., 1913 г. и 1925 г. была вольнослушательницей учительских летних курсов, принимала активное участие в работе политкружков при школе. В 1938 г. прошла аттестацию на звание учительницы начальной школы. Щедро делилась своим опытом. Была социальной заведующей и методистом по начальным классам в школах I-ой ступени 1 концентра г. Якутска и методистом по ликбезу Заложного района. По заданию Горсовета проводила обследование школ I ступени г. Якутска по учебной части. В 1925 г. руководила школьным практикумом при Якутских учительских курсах, 4 года — бригадир секции по 1-ым классам, руководитель производственных совещаний до1953 г. по поручению гороно руководила секционной работой учителей городских школ по тем классам, в которых работала сама.
С 1917 г. Попова М.Я. состояла членом Добровольных обществ: «Долой неграмотность», «Осо», «Мопр», «Ропп», принимала активное участие в общественной жизни школ и города, была членом культсекции при Горсовете. Мария Яковлевна была назначена казначеем кассы взаимопомощи при Рабпросе, библиотекарем в библиотеке при союзе учителей, членом бригады по обследованию школ г. Якутска по вопросам снабжения учащихся обувью и одеждой. От коллектива I советской школы была бригадиром полевых работ на Пригородном хозяйстве, руководила работой учкома и вела драмкружок по I школе.
Делегат 1-го Всесоюзного съезда учителей (1925 г.), слета ударников (1933 г.), 3-го республиканского съезда учителей (1946) в 1929-36 гг. была в рядах ударников по производству, 1937-1939 уч. г. за высокую успеваемость класса переведена в ряды отличников.
С 1937 г. до ухода на пенсию работала в средней школе №3, вела методическую работу по параллельным классам. В годы Великой Отечественной войны кроме хозяйственных работ в школе вела репетиторские группы, руководила производственным сектором месткома. С 1946 г. декабря месяца и по 1957 г. была казначеем в КВП (кассы взаимопомощи) при школе.
Из воспоминаний В.Ф.Афанасьева, к.п.н.: «Мария Яковлевна всегда стремилась к тому, чтобы ее ученики прочно и глубоко усвоили учебный материал, были дисциплинированными. Часто ее маленькая тихая квартирка превращалась в своеобразный класс, в котором приходилось работать с отстающими ребятами. За своими детьми она следила и в старших классах, только она могла так заботливо и по-матерински давать советы по любому вопросу. И дети, взрослея, шли к ней в трудные и счастливые минуты своей жизни». «Моя любимая учительница Мария Яковлевна для меня была как мать в нашей трудной семье. Необыкновенный человек, добрый, заботливый находила время заниматься с каждым в отдельности. Благодаря ей, я была отличницей. Как старшая в классе помогала в учебном процессе. У нас не было отстающих учеников, класс был лучшим не только в школе, но и в городе. Мы и в старших классах чувствовали ее постоянную заботу. Буду помнить о ней до последних дней своей жизни», — пишет выпускница Поповой М.Я. Шустова.
За период своей работы Мария Яковлевна получила много поощрений, благодарностей и наград в т.ч. Почетную грамоту от ЯЦИК за активное участие в работе комсода 1-ой школы, за хорошие показатели в учебной работе и активную общественную работу. М.Я. Попову характеризуют (31.08. 1939 г.) директор школы В. Суханов и председатель МК неполной средней школы №3 г. Якутска М. Часник: «Ее класс по успеваемости и дисциплине всегда на 1 месте в школе, в рядах ударников, затем отличников, не раз получал переходящее Красное знамя. В ее классе широко развернуто соцсоревнование между учениками (индивидуальное, групповое и между классами). Сама Попова М.Я. в течение ряда лет ежегодно берет соцобязательства на каждую четверть и выполняет их полностью. Регулярно проводит дополнительные занятия с отстающими учащимися и этим ликвидирует второгодничество в своем классе. Ведет внешкольную работу. Ребята ее класса выделялись своей аккуратностью, дисциплинированностью и активностью. На всех школьных утренниках учащиеся ее выступали с интересными и хорошо подготовленными номерами. Ее класс – дружный сплоченный коллектив. Установила тесную связь с родителями и пользуется большим уважением и любовью со стороны детей и родителей.
Оказывает методическую помощь молодым учителям в составлении поурочных, тематических, воспитательных планов, проводит открытые уроки и пр. Принимает активное участие в секционных работах, часто ими руководит и выступает с докладами по методическим вопросам в кружках и на педсовещаниях. Занимается повышением своей квалификации: принимает участие в проработках докладов XVIII съезда ВКП(б), изучает историю ВКП(б), следит за текущей педагогической литературой. Ведет работу по ликвидации неграмотности взрослого населения, была методистом от коллектива школы, уполномоченной по госзайму и госстраху».
Расторгуева Агния Петровна (1893-1966). Заслуженный учитель школы ЯАССР, РСФСР, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени.
Агния Петровна родилась в 1893г. в семье политссыльного в г. Киренске Иркутской области. Детей было 10 человек, семья жила в постоянной нужде, стесненно, но очень дружно. Пребывание среди ссыльных, их влияние положительно сказались на воспитании и развитии детей.
В 1909 г. А.П. Расторгуева окончила Киренскую женскую гимназию, прогимназию с педагогическим уклоном и получила звание народной учительницы. Но получить работу оказалось не так просто: «Вы политически неблагонадежны по отцу и по той среде, в которой находитесь», — заявил инспектор народных училищ. В 1918г., наконец, было получено назначение в Подъелническую школу.
В 1924г. А.П. Расторгуева по приглашению Накркомпроса ЯАССР приехала в Якутск и была назначена учительницей школы-практикума (базовой) при Якутском педтехникуме, и одновременно преподавателем методики преподавания математики на старших курсах техникума. Агния Петровна делегат учительского съезда, член правления союза работников просвещения вместе с другими опытными учителями школ г. Якутска организовала методический кружок учителей. Здесь планировали учебно-воспитательную работу, разрабатывали комплексы, организовывали взаимное посещение уроков, просматривали ученические работы. Из этих кружков в 1925г. был создан при Наркомпросздраве ЯАССР методический совет. Решались вопросы:
- Коренизация школ.
Выпуск учебников на якутском языке.
Издание «Букваря для взрослых», «Грамматики якутского языка». Новый алфавит основанный на русской графике.
- Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик» Вводятся новые учебники, программы.
В 1933 год – инспектор гороно, выборная работа в Областном профсоюзе учителей начальной и средней школы. Руководит методической работой учителей города.
В 1937/38гг была назначена заведующей начальной школой №5.
С 1940 по 1944гг Агния Петровна – заведующая Якутским гороно. Начало 40-х годов — зачатки политехнического обучения.
Учительство Якутии с первых же дней Отечественной войны приступило к перестройке всей учебно-воспитательной работы, подчиняя ее интересам и требованиям военного времени. Многие учителя прервали уроки и изъявили желание защищать Отечество. Среди них были учителя, руководители школ, работники аппарата гороно, наиболее трудоспособные и квалифицированные люди.
2 июня 1941г. вышло Постановление СНК СССР «Об обязательной всеобщей подготовке населения к противовоздушной обороне». В школах города введен единый военный день, начальная и допризывная военная подготовка, усилена работа по патриотическому воспитания проводились военно-спортивные праздники с показом военно-спортивных достижений школ города, строевые маршировки с макетами, винтовками, противогазами и т.д.
Очень много сил и энергии вкладывала А.П.Растогуева в улучшение материальной базы школ, детских садов, организацию всеобуча, преодолению трудностей учебного процесса, занималась вопросами патронирования, усыновления, тяготы войны привели к увеличению числа детей-сирот, руководила работой по повышению педагогической квалификации учителей.
В эти тяжелые годы школы работали стабильно: были организованы подвоз детей, осуществлялось всеобщее обязательное обучение детей, бесплатное горячее питание, обеспечение одеждой; открывались детские дома для сирот и детей фронтовиков. Не прекращалась работа по ликвидации неграмотности. Стали организовываться школы рабочей и сельской молодежи. В ноябре 1941г. в г. Якутске были организованы ремесленное училище и школа ФЗО, открыта польская школа.
Всеми школами республики был подхвачен призыв учителей школы №9 г. Якутска – «Добиться лучшей успеваемости»!
В 1941/42 уч.г. общегородским соревнованием были охвачены все школы, классы, учителя и учащиеся. Основным содержанием социалистических обязательств были:
А) борьба за повышение успеваемости и дисциплины;
Б) помощь в укреплении обороны Родины;
В) оборонная работа (сдача норм ГТО, БГТО и др.)
Г) внеклассная и внешкольная массовая работа.
По итогам соревнования по успеваемости в городе занимала первое месте неполная средняя школа №7. в школах были организованы кружки по военному делу и другим предметам.
29 сентября 1941г. была введена в эксплуатацию школа №8, строительство которой началось в 1938г. это было строительство первого двухэтажного каменного дома по улице Октябрьской (ныне пр.Ленина) на столбчатом фундаменте. Открытие школы было для города большим событием в военные годы. В эксплуатацию также вошла деревянная школа на 280 мест по ул. Дзержинского.
Педагоги в свободное от учебных занятий время работали на колхозных полях, на рудниках, проводили агитационно-массовую работу среди населения.
Учителями и учащимися г. Якутска проведена значительная работа по сбору средств в фонд обороны страны, организовывали подарки воинам и командирам Красной Армии, помогали детям фронтовиков. В Якутске в начале войны появились первые тимуровские отряды.
С 1 сентября 1943г. введено раздельное обучение мальчиков и девочек в 1-10 классах всех неполных и средних школ. Горисполком в связи с раздельным обучением утвердил по г. Якутску на 1943/44 уч.г. 17 школ, из которых начальных – 2, неполных – 13, средних – 2, в том числе смешанных – 4, мужских – 6, женских – 7».
Помимо вышеназванных в г. Якутске работали школы взрослых, подростков, слепых, глухонемых детей и тубсанаторная.
Была введена пятибалльная система оценки знаний учащихся, выпускные экзамены за курс начальной и семилетней школ, на аттестат зрелости – за курс средней школы, золотая и серебряная медали.
С 1945 по 1952гг. Агния Петровна Расторгуева работала в школе №5 учительницей, заведующей, а после реорганизации ее в семилетнюю – директором.
С 1952г. А.П.Расторгуева — на пенсии. 43 года – таков педагогический и руководящий стаж Агнии Петровны. Будучи теоретически и практически хорошо подготовленной к педагогической работе, она оказывала постоянную методическую помощь молодым учителям, охотно делилась с ними богатейшими педагогическими знаниями и опытом. (Афанасьев В.Ф. «Ветераны педагогического труда» Выпуск 1.,Якутск, 1965г. с. 26-28, Воспоминания ее дочерей – Галины и Нины Расторгуевых 2014г.).
Романова Лидия Николаевна (1910г. — ). Заслуженный учитель школ ЯАССР, РСФСР, кавалер ордена Ленина — Лидия Николаевна в своих воспоминаниях пишет: «Родилась 31 марта 1910г. в селе Дюпсинцы Усть – Алданского района ЯАССР в семье священника Горбунова Н.Н. Когда мне было 4 года отец умер и дети жили с матерью, которая работала поваром в интернате.
В 1924г. поступила на подготовительное отделение Якутского педагогического техникума, успешно сдав экзамены, была принята в число учащихся, в этом же году в дни Ленинского призыва вступила в комсомол. В техникуме кипела боевая комсомольская жизнь, ячейка объединяла в своих рядах передовую молодежь. Они принимали самое активное участие не только в общественной жизни учебного заведения, но и в политической жизни города и республики. Романова Л.Н. выполняла все поручения, которые давал комсомол. Избиралась техническим секретарем ячейки, членом комиссии по чистке комсомола, членом пленума горкома ВЛКСМ. Работала пионервожатой в пионерлагерях, руководительницей в детдоме, секретарем горженотдела, членом комиссии по улучшению труда и быта женщин при ЯЦИК, руководила делегатской секцией женщин – якуток, участвовала в охране госбанка, в субботниках по заготовке дров, угля, картофеля и других сельхозкультур, ликвидации безграмотности среди рабочих кожзавода.
Избиралась несколько раз делегатом на городские, областные комсомольские конференции. Выступала с речами на собраниях и уличных митингах.
Счастье нашего поколения состоит в том, что вместе со всей страной мы прошли все этапы ее развития, росли, крепли, мужали вместе с ней. Многому в своей жизни я обязана комсомолу, он меня воспитал и вывел в люди. Мы воспитаны идейно убежденными, трудолюбивыми, честными, дисциплинированными, беззаветно преданными великому делу Ленина, были требовательны к себе и ответственны за все. Я умела и умею дорожить честью комсомола.
После окончания педтехникума, в 1930г. направлена на учебу в Иркутский педагогический институт на историко – экономический факультет. В институте я избиралась комсоргом исторического отделения, профуполномоченным, ездила в командировку в Усолье, Черемхово, Залари, Мальту, Покровское по вербовке студентов в ВУЗ.
В 1933 году проходила практику в с.Табага г. Якутска. Была заведующей школы колхозной молодежи, преподавала историю, географию, ИЗО, физкультуру, вела политучебу комсомольцев. В 1982г. была приглашена на 90-летие Табагинской восьмилетней школы.
В 1934г. по окончанию ВУЗа Наркомпросом ЯАССР назначена учителем истории в неполную среднюю школу №2, по совместительству в вечернюю школу до 1943г.
С 1943 по 1984 год работала в школе №8 (41 год), была директором школы педагогический стаж составляет 51 год. 38 лет была пропагандистом теоретического семинара коллектива школы №8.
Много лет руководила методическим объединением историков г.Якутска и до 1979г. в школе. Часто направлялась гороно, ЯРИУУ на инспектирование преподавания истории и конституции СССР в другие школы города, сама проводила открытые уроки для учителей города и республики. Выступала с лекциями на курсах историков республики, делилась опытом работы, принимала участие в педчтениях, являлась членом Совета наставников при горкоме профсоюза, выступала перед молодями учителями с опытом работы, давала им советы. Опыт моей работы как учителя истории описан С.Г.Денисовым и опубликован в сборнике «В помощь учителю» ЯРИУУ. Статьи о моей трудовой деятельности напечатаны в апреле 1979г. в научно-методическом журнале МП СССР «Преподавание истории в школе», в книге к.и.н. доцента Новосибирского ГУ Золотарева В.А. «Ленин, Сибирь, комсомол».
За многолетнюю педагогическую деятельность и успехи в коммунистическом воспитании трудящихся награждена Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР, ОК и ГК КПСС, МП ЯАССР, ГК профсоюза, Благодарственными письмами, занесена в Книгу Почета МП ЯАССР. Имею награды: медали: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945г.г.», материнства 2-й степени, «За трудовую доблесть», «К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина», «30- 40- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.», значок «Отличник просвещения».
Большой и интересный путь пройден мною на педагогическом поприще, у меня большая красивая жизнь, я влюблена в свою работу, вся моя жизнь посвящена детям, я люблю их, с ними очень интересно жить. В любимом творческом труде я находила силы для того, чтобы преодолеть немалые трудности, которые встречались на моем пути. Ведь не так просто совместить большую работу в школе с заботой о нуждах семьи, своих 6 детей».
Самсонова Надежда Евменьевна (1901 — 1981 ). Заслуженный учитель школ ЯАССР, кавалер ордена Ленина, Надежда Евменьевна первоначальное образование получила у политических ссыльных.
Незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции поступила в Якутское женское епархиальное училище, затем училась в женской гимназии, по окончании которой получила звание народной учительницы. До революции 1917г., когда грамотность коренного якутского населения едва доходила до 0,7 %, получение среднего образования якуткой было вообще диковинкой. Якутские девушки, закончившие гимназию, а их было не более трех десятков, считали себя счастливицами.
В автобиографии Н.Е. Самсонова пишет: «Светлым воспоминанием о днях, проведенных в училище, остались у меня уроки дидактики, которая мне нравилась больше всех предметов, и педагогическая практика… Неплохо было поставлено в училище также преподавание нотной грамоты, сольного и хорового пения, рукоделия. В будущем это во многом помогло нам в практической работе в школах».
Н.Е. Самсонова 38 лет проработала учителем начальных классов, более 20 лет она добивалась 100% успеваемости учащихся.
В чем секрет ее успехов? В постоянном и систематическом совершенствовании своего общего теоретического кругозора и методических знаний. Изучение трудов классиков педагогики убедило ее, что нет, и не может быть детей безнадежно неспособных, бездарных и ленивых. «И если некоторые из моих учащиеся так или иначе отставали, — пишет она, — то в этом я всегда винила только себя».
У Надежды Евменьевны каждый ученик сначала учебного года находился на особом учете. Она точно знала в каком разделе программы кто хромает, и прибегала к индивидуальной работе, дополнительным занятиям. Н.Е.Самсонова основное внимание обращала на практическое усвоение якутского и русского языков. Хорошая языковая подготовка обеспечивала дальнейший успех учащихся в старших классах. При обучении грамоте она применяла звуковой аналитико – синтетический метод. Однако учительница предостерегает своих коллег: «Обучение малышей грамоте – дело трудное, дети часто скатываются на буквослагательное чтение. Чтобы устранить эту опасность, необходимо как можно настойчивее приучать детей к слоговому чтению».
Н.Е.Самсонова исключительное значение придавала объяснительному чтению, повторению на протяжении всего учебного года. При этом повторялось самое существенное, главное, с применением приемов сравнения грамматических законов якутского и русского языков.
Педагогическая деятельность Надежды Евменьевны характерна продолжительной экспериментальной работой в начальных классах якутской школы. Восемь лет (1930 – 1937гг.) работала она в якутской национальной опытно – показательной школе (ЯНОПШ). В 1956 – 1958гг. по заданию Министерства просвещения ЯАССР в подготовительном классе по облегченной программе обучала шестилетних детей и добивалась 100% успеваемости.
С 1960 года Н.Е Самсонова как внештатный научный сотрудник Якутского филиала Института национальных школ АНП РСФСР принимает участие в составлении пособия по разговорным урокам русского языка для 1 класса якутских школ и для детских садов. В течение двух лет проводила экспериментальные уроки в первом классе Хатасской школы. По описаниям этих уроков уже более 4 лет учителя этой школы проводят подобные занятия. Рукопись «Разговорные уроки по русскому языку для 1 класса якутских школ» по решению конкурсной комиссии в 1966г. получила поощрительную премию и подлежит изданию как пособие для учителей 1 класса. Она соавтор пособий для учителей и воспитателей, учебника для 2 класса по русскому языку.
Надежда Евменьевна постоянно увязывала педагогическую деятельность с общественной работой, принимала участие в ликвидации неграмотности взрослого населения, избиралась депутатом в районный и наслежный Советы депутатов трудящихся, народным заседателем, работала агитатором среди населения, руководила художественной самодеятельностью.
За трудовые заслуги Н.Е. Самсонова награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.» значком «Отличник народного просвещения», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР.
В 1995г. Хатасской средней школе присвоено имя талантливых учителей Самсоновых П.Н и Н.Е.
(В.Афанасьев. Ветераны педагогического труда. (Выпуск второй) Якутск. 1967г.)
Сыроватская Зинаида Ивановна (1898 — 1956). Учительница начальных классов, всю жизнь прожила в г.Якутске. до Октябрьской революции 1917г. окончила Якутское женское епархиальное училище, затем училась в женской гимназии, по окончании которой получила звание народной учительницы.
Зинаида Ивановна — одинокая, в первые годы учительствовала в наслегах Якутской области. С 1933г. работала в г.Якутске в 9-й школе (сейчас это школа №5 по ул.Орджоникидзе), затем в школе №2 -26 (Образцовая школа по улице Пионерская и угол улицы Кирова). Работала в школе №4 (здание сейчас снесено, оно находилось по пр. Ленина и угол Октябрьской, там было Министерства просвещения). Последние годы проработала в школе №17 (находится на ул. Островского). Она награждена орденом Ленина, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.» значком «Отличник народного просвещения», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР, присвоено звание Заслуженного учителя школы ЯАССР.
Из воспоминаний племянницы З.И. Сыроватской — Селявкиной Тамары Ивановны от 11 февраля 2002г.
Подготовила Ядрихинская З.Н., зав. музеем истории образования
Управления образования Окружной администрации города Якутска