Конференции как пространство для инновационной деятельности

Средняя школа №10 – одна из старейших школ города Якутска. История школы началась с открытия начальной школы в клубном помещении кожзавода в 1932 году. В 1939 году школа преобразована в среднюю школу №10. 3 октября 2001 года школе присвоено имя Дмитрия Георгиевича Новопашина, который долгое время работал директором школы. С 2024 года школа является Республиканской инновационной площадкой «Механизмы развития естественно-научной грамотности школьника в условиях инфраструктуры малых городов» и успешно реализует 14 проектов, в том числе проект «Школьная исследовательская экспедиция «По следам В. Беринга».

26 октября 2024 года на базе МОБУ СОШ №10 им. Д. Г. Новопашина городского округа «город Якутск» в рамках Методической экспедиции «Инновации в образовании – мост в будущее» проведена Российская научно-практическая конференция школьников «Великая северная экспедиция: Открывай страну!». Организаторами выступили Городской Центр профессиональных компетенций педагогов, Музей истории образования города Якутска, МОБУ СОШ №10 им. Д.Г. Новопашина. В работе конференции приняли участие более 100 человек, среди которых школьники, учителя школ и преподаватели ВУЗ-ов, студенты и магистранты СВФУ, представители организаций – партнеров, руководители институтов, организаций.

Данная конференция является продолжением Всероссийской научно-практической конференции «Академический отряд Великой Северной экспедиции: начало научного освоения Якутии», которая проводилась в 2021 году в г. Якутске вузами, исследовательским институтами и их партнерами в юбилейный год начала работы на территории Якутии Академического отряда Великой Северной экспедиции, а также в честь знаменательных дат со дня рождения Витуса Беринга и Степана Петровича Крашенинникова.

Конференция проводилась в год 300-летия со дня создания Российской Академии наук и 300-летия со дня Указа Петра Великого о создании Камчатской экспедиции, давшей начало освоению и изучению новых земель Российской Федерации, в первую очередь, Сибири, Дальнего Востока и русской Аляски.

В форматах пленарного и секционных заседаний, «круглого стола» участники конференции обсудили следующие проблемы:

— роль российских исследователей в освоении арктического пространства, природы, истории, климата, географических позиций и т.д.;

— результаты деятельности Великой Северной экспедиции, имеющие значение для исторического развития и современной экономики арктического пространства;

— вклад жителей региона в организацию изысканий в VIII веке и сейчас. Научный базис археологических, этнографических, культурных, филологических особенностей коренных жителей Севера;

— исследование маршрута Великой Северной экспедиции, современные картографические, астрономо-геодезические изыскания;

— современные направления научных исследований, связанные с маршрутом и деятельностью Великой Северной экспедиции, перспективы дальнейшего развития.

В ходе обсуждения на секционных занятиях были выдвинуты предложения по решению проблем сохранения культурного наследия, исторического процесса и человеческого влияния на развитие мировой цивилизации.

Наибольший интерес участников конференции вызвала открытие музея «По следам В. Беринга». На 3-м этаже были выставлены экспозиции музея, рассказывающие о Первой Камчатской экспедиции, об освоении Северо-Востока России.

Участники Круглого стола обсудили значение в истории России экспедиции под руководством Витуса Беринга: краеведение, сохранение исторического наследия, роль образования и общественных инициатив, в том числе места истории Великой Северной экспедиции в проекте «Старый город Якутск-2: Залог».

Эксперты конференции выделили перспективы научно-исследовательской работы школьников, рекомендовали участникам дополнить имеющийся материал по значению экспедиции Беринга для развития отдаленных территорий Севера —Востока Российской империи и  принять участие в НИК «Открой в себе ученого», HПK «Шаг в будущее» и иным конференциям, что позволит углубить исследовательские, инженерные, топографические навыки, развить познавательные и интеллектуальные способности, реализуя, тем самым, задачи по формированию функциональной грамотности и ФООП.

Участники проекта отметили высокий уровень активности обучающихся, выступающих с исследованиями, качественную организацию и подготовку мероприятий, высокий статус поддержки школьных инициатив, что подтверждает возрождение значения научного потенциала в школьном и студенческом сообществах.