Методический семинар по теме: «Развитие пространственного мышления в предметных областях (труд(технология), черчение, математика, физика)»

В рамках Методической экспедиции «Инновации в образовании- мост в будущее» в течение учебного года Городской Центр профессиональных компетенций педагогов совместно с Музеем истории образования города Якутска организует методические семинары.

Первый семинар Методической экспедиции «Развитие пространственного мышления в предметных областях (труд(технология), черчение, математика, физика)» для руководителей, педагогов ОУ города Якутска проводился 17 октября 2024 года в МОБУ «Якутская городская национальная гимназия имени А. Г. и Н.К Чиряевых».

По инициативе и идее начальника Якутского ГОРОНО Е. И Михайловой при поддержке Первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева в 1992 году создана Якутская городская национальная гимназия. Школам нового типа дали уникальное право создавать модели авторских и экспериментальных учреждений: в выборе учебного плана, учебников, организации внеурочной деятельности. Гимназия в 2006 году получила новое здание, прошла стадию становления и развития до инновационного образовательного учреждения повышенного уровня.

Способность мысленно производить пространственные преобразования, хорошо ориентируясь в пространстве – видимом или воображаемом, является основной для изучения всех естественных дисциплин. Как учителя в Якутской городской национальной гимназии работают на всех этапах развития временно-пространственных представлений детей? Эта актуальная и перспективная организационно – педагогическая, методическая идея реализована в Якутской городской национальной гимназии в виде системы обучения, где осуществляется интегрированный подход, позволяющий учителям использовать на уроке связи между черчением и технологией, физикой, математикой.

Состоялось обсуждение не только технических и организационных проблем, но и были представлены успешные практики по развитию пространственного мышления в разных предметных областях (М.И Павлов, учитель труда (технологии) в начальных классах, Н. П. Аммосов, учитель труд(технологии) в 5-9 классах, И.П. Алексеев, учитель черчения, физики, информатики, А.А. Семенов, учитель физики, О.П. Скрябина, учитель математики). Педагогической командой гимназии подготовлены видеоролики с описанием содержания работы данных педагогов, наиболее устойчивых, характерных приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются эффективными.

На семинаре также предложены для обсуждения актуальные проблемы преподавания дисциплины «Труд (технология)» и возможные пути их решения. Проведенный анализ учебно-методических разработок по предмету «Технология», предназначенных для использования в практике преподавания технологии (под ред. В.М. Казакевич и др., К.А. Скворцова, 5–8 классы), показал, что в них недостаточно уделяется внимания вопросам графики. В учебниках технологии В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, Е.С. Глозмана они представлены лишь в небольших единичных параграфах, направленных на формирование элементов графической грамоты для подготовки учащихся к чтению несложных графических изображений и технологических карт изделий.

Для организации учебного процесса в начальных классах учебников по предмету «Технология» на родном языке нет. Ранее использовали комплект учебников под ред. Е. И. Винокуровой. Переиздание предстоит по плану МО и Н РС(Я), в комплекте с электронной формой.

Черчение — предмет, который может с 12- до 14 лет развить у человека пространственное восприятие окружающего мира, только тогда возможно раскрыть в себе инженерный талант. В университетах студенты начинают изучать черчение в 18-20 лет.

Черчение было обязательным предметом в школах с 1931 по 1989 год. Отменено в школах в 1989 году в рамках реформы образования.

Со следующего учебного года по поручению президента Владимира Владимировича Путина в учебный план введут черчение: «В целях укрепления кадрового потенциала промышленности обеспечить освоение основ черчения для обучающихся по образовательным программа основного общего образования».

Современный мир находится в постоянном движении, и в связи с этим возникают новые требования к условиям реализации и методам обучения  дисциплин «Черчение и труд (технология)».

На семинаре участие приняли преподаватели ИТИ СВФУ им М.К. Аммосова Григорий Романович Дорофеев, к.п.н. Дарамаева Анисья Анатольевна, преподаватели ИРО и ПК им. С.Н. Донского к.п.н. Василий Александрович Артемьев, Елизавета Петровна Дуткина. Выступление гостей семинара вызвало большой интерес участников семинара, которые активно задавали интересующие их вопросы.

Большую помощь при организации семинара оказала Винокурова Марияна Васильевна, кандидат педагогических наук, методист ЯГНГ.

На семинаре гимназия показала успешные практики по развитию пространственного мышления в разных предметных областях и инновационную работу по проблемам преподавания дисциплины «Труд (технология)». Цели экспедиции достигли, состоялся плодотворный разговор по повышению качества образования по естественно-научным дисциплинам.

Завершилось мероприятие экскурсией по зданию гимназии. Экскурсоводы рассказали историю становления и развития гимназии. Учащиеся представили музыкальный номер, педагоги дополнительного образования показали работы детей декоративно-прикладного искусства, умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах, воспитание при этом чувства формы, цвета, симметрии.