Михайлова Евгения Исаевна

1988-1996 годы – период работы Михайловой Е.И. в должности заведующего Якутским Гороно совпал со смутными годами распада СССР, перестройкой и расслоением общества, утратой нравственных ценностных ориентиров, духовным обнищанием. Престиж знаний, авторитет учителя, культ книги в обществе заметно упали. Начавшаяся «перестройка, ускорение и обновление общества» желаемых результатов не дали.

Тем не менее, республика, в частности, система образования под руководством первого Президента Якутской-Саха ССР Михаила Ефимовича Николаева и министра народного просвещения Будимира Дмитриевича Слепцова не только стойко выдержали перемены, но и развивались, обогащались и совершенствовались. Педагоги и образовательные учреждения г. Якутска не претерпели серьёзных потрясений, бедствий и развала. В этом огромная заслуга мудрого, грамотного, работоспособного, мыслящего по-современному заведующего Якутским Гороно Евгении Исаевны Михайловой.

Родилась она 9 октября 1949 года в с. Сунтар. Окончила школу № 2. И в школе, и в студенческие годы она была лидером среди своих сверстников. В 1972 году окончила физико-математический факультет ЯГУ им. М.К. Аммосова и начала педагогическую деятельность в Борогонской школе Булунского района, затем – в Мегино-Алданской Томпонского. Чуть позже была назначена учителем 13-й восьмилетней школы г. Якутска, организатором по воспитательной работе школы № 20. С 1983 года в течение пяти лет Евгения Исаевна работала инспектором, заведующим Ярославским Роно г. Якутска. В 1988 году впервые на альтернативной основе на конференции учителей г. Якутска была избрана заведующей Якутским Гороно. Всех других назначали, она – единственная, кого избрали сами учителя столицы республики Саха.

В 1989-1990 учебном году в городе работало всего 52 школы, в т.ч. средних школ – 27, неполных средних – 14, начальных – 2, 5 очно-заочных школ для взрослых, функционировало 26 ДДУ, 34 групп продлённого дня (ГПД), 10 классов-шестилеток, 4 вспомогательные школы. В системе Гороно тогда работали 2032 учителя, из них с высшим образованием – 1589 человек, с незаконченным высшим – 34, со средним специальным – 402, с общим средним – 7 человек. Потребность в учительских кадрах составляла 252 человек, в т.ч. не хватало учителей начальных классов – 70, математики – 33, русского языка и литературы – 22 человек и т.д.

Гороно направил основные усилия на развитие личности учителя и ученика через демократизацию, гуманизацию народного образования. Своим ориентиром в воспитательной работе во внеурочное время Гороно выбрал идею основателя коммунарской методики, профессора ЛГПИ им. А.И.Герцена Игоря Петровича Иванова. Вся работа строилась через организацию коллективной творческой деятельности (КТД). С целью освоения методики КТД Гороно провёл в августе 1989 года совещание учителей по проблеме «Школа: сегодня, завтра и всегда». В рамках совещания были проведены деловые игры «Выборы», «Каждое дело творческое. Иначе зачем?», «Диалог с эпохой», «Эстафета ППО», «Активные формы работы в пионерских отрядах». В том учебном году было выявлено 50 адресов передового педагогического опыта (ППО). В те годы на курсах повышения квалификации через кабинет руководящих кадров ЯРИУУ (зав. Иванова В.С.) прошли 65 руководителей школ, на курсах резерва организаторов народного образования – 16 человек из г. Якутска.

В стране шёл процесс массового отхода от тотального единообразия в образовательном пространстве. Проводились смотры, конкурсы творческих школ и учителей.

Было время, когда многие учителя начали уходить в «челночный» бизнес и в другие отрасли. За год выбыло 150 учителей. В 1992-1993 учебном году по городу было открыто 297 вакансий. А в 1995-1996 – 561 вакансия, выбыло 192 человек. Чем же их удержать? Вот этот вопрос и был главной головной болью молодого заведующего Гороно Михайловой Е.И. Она, в первую очередь, укрепила отдел кадров Гороно. Пригласила заведующего кабинетом руководящих кадров ЯРИУУ Иванову В.С. на должность своего заместителя по координации кадровой политики. Варвара Сергеевна проработала в гороно в 1991-1998 годы. Также была приглашена заместителем директора по научно-методической работе ЯГНГ Степанова Г.К. и др. В отделе кадров развернулась работа по подготовке резерва будущих руководителей. Заместитель заведующего Гороно Иванова В.С. открыла школу резерва по двухгодичной программе в очно-заочной форме. В состав резерва было зачислено 25 человек, лучших педагогов из крупных школ. Стажировку резервисты проходили в передовых школах города и Таттинского, Чурапчинского, Горного улусов. Выпускники этой школы длительное время и некоторые по сей день работают и работали директорами, завучами школ. Среди них Черных Н.П. – дир. сош № 9, Стрекаловская З.Н. – дир. сош № 6, Капитонов А.В – шк. № 4, Охлопков Е.А. – ныне заместитель начальника управления образования и др. Впервые в республике Якутский Гороно произвёл переход на контрактно-договорную систему работы с творчески работающими учителями и руководителями школ и дошкольных учреждений, были введены доплаты. Было внедрено профильное обучение в старших классах, введено углубленное изучение литературы, географии, физики, биологии, химии, математики, музыки, иностранных языков.

Городской Совет, горисполком при руководителях Ю.С. Коркине, П.П. Бородине, А.А. Томтосове, людях с высоким чувством ответственности, придавшие приоритет трудностям в образовании, в первую очередь, решали эти проблемы. И только благодаря настойчивости и прозорливости Михайловой Е.И., в 1989 году все школы и ДДУ получили собственные фонды премирования работников, исходя из эффективности и качества их труда. Фонд 1989 года составил 210000 руб., в 1990 году – 220400 руб. По инициативе Евгении Исаевны впервые в республике открылись классы и школы нового типа: Якутская городская национальная гимназия, коммерческая школа (ныне городской лицей), школа № 33 – Центр эстетического развития и здоровья им. Л. Колосовой, школа развития личности в Мархе, школа выравнивания для детей с ЗПР, школа индивидуального обучения, гуманитарный лицей, саха-турецкий анатолийский колледж, саха-корейская школа, школа-сад, ясли-сад № 10 «Туллукчаан», гимназические классы в сш №№8, 2, 26,29, 30.

Школы №№ 2, 14, Хатасская, ЯГНГ и др. были ориентированы на возрождение, сохранение и развитие традиционной духовной и материальной культуры народа саха. Во многих школах шёл нововведенческий процесс. На республиканской олимпиаде 1992 года учащиеся г. Якутска заняли все призовые места по химии, биологии, математике, физике, а по информатике – 1 место. Из 25 золотых медалистов республики 10 золотых и 40 серебряных медалистов – из г. Якутска. По итогам выпускных экзаменов показатели также были высоки: по обязательным госэкзаменам по алгебре за 11 кл. – 99,3%; за 9 кл. – 95 %; по русскому языку за 11 кл. – 99,8%; за 9 кл. – 97% и т.д.

Функционировали в городе 33 ДДУ с охватом 5200 детей. В различных детских садах было открыто 26 групп для слабовидящих, слабослышащих, глухих детей, детей с дефектами речи, часто болеющих простудными заболеваниями с охватом 410 человек, что составило 8% всех детей дошкольного возраста. 25 марта 1994 года Михайлова Е.И. получила статус заместителя министра образования РС (Я), оставаясь при этом начальником Управления образования города. Назначение Е.И. Михайловой министром образования в 1996 году было закономерным явлением. Она – творческий руководитель новой формации, обладающий незаурядными организаторскими, управленческими способностями. Для неё характерны профессиональная дальновидность, строгая требовательность в сочетании с объективностью, высокая трудоспособность, ответственность за конечный результат, принципиальность и обязательность, высокий профессионализм и научный подход к управленческой деятельности. Ею внесён существенный вклад в интеграцию системы образования республики в мировое образовательное пространство. Евгения Исаевна Михайлова является инициатором выхода в свет 6-титомной «Педагогической энциклопедии», где представлены более 5000 лучших педагогов и организаторов народного образования республики, начиная с 1800 года.

В 2003 году Е.И. Михайлова назначена заместителем председателя Правительства, а в 2007 году выдвинута на должность вице-президента РС (Я), с 2010 года – ректор СВФУ им. М.К. Аммосова. За многогранную государственную деятельность, огромный личный вклад в развитие республики Е.И. Михайлова удостоена высокого звания «Почётный гражданин РС (Я)». За вклад в развитие образования ей присуждено звание «Заслуженного учителя РФ», она кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, ордена Почёта, медали «Защитнику свободной России». Она кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, Почётный профессор СВФУ.

 

(Из сборника «Руководители столичного образования – проверенные временем» / составитель и редактор В. С. Иванова (Зверева). – Якутск : Смик-Мастер.Полиграфия, 2024. – 80 с.)