Она родилась 21 марта 1940 года в п. Нюрба Ленинского района. В 1966 году окончила историко-филологический факультет ЯГУ им. М.К. Аммосова. Педагогическую работу начала учителем истории и обществоведения в школах г. Якутска. В 1983-1985 годах – директор средней школы № 23. Как перспективного специалиста, обладающего организаторскими способностями, выдвинули на должность заведующего Якутским Гороно. И она несла эту непростую службу с 1985 до 1988 года.
Годы её работы совпали с созданием в г. Якутске двух районов: Октябрьского и Ярославского. Заведующим Октябрьским Роно работали Авдеева Г.И., Братищев А., Колосова Л.А., а Ярославским – год Жиркова С.Ф., затем – Михайлова Е.И. В те годы были введены в строй здания школ №№ 19, 31, 32, Кангаласской. Были намного расширены полномочия руководителей школ: решено было возложить инспектирование работы учителей на директоров и их заместителей. Функции Гороно и Роно сконцентрировались на анализе работы администраций школ, а Министерство образования инспектировало деятельность Рай(гор)оно.
На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года был определён курс на ускорение социально-экономического развития страны, но дело ускорения и перестройки в системе образования оказалось значительно трудным вопросом. Также нужно было делать кардинальные шаги по реализации Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 28 марта 1985 года «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс». И в этом вопросе отмечались сбои, так как обеспечение школ компьютерами, компьютерными классами практически провалилось. В 1987 году по республике работало всего 10 компьютерных классов.
В г. Якутске работала всего 41 школа, в т.ч. Октябрьском РОНО – 24, Ярославском – 17. Внедрить компьютерный всеобуч, учиться программированию без ЭВМ было невозможно. В городе только завод по ремонту вычислительной техники создал стендовый кабинет в средней школе № 10, а в школе № 29 был 1 дисплейный класс.
Производительный, общественно полезный труд как обязательное дополнение к учебной программе был введён в 1985-1986 учебном году. Школы г. Якутска впервые приняли участие в выставке товаров народного потребления, на которой демонстрировались слесарные, столярные, швейные изделия ребят.
В 1986-1987 учебном году повсеместно началось преподавание предметов по усовершенствованным программам. Это был один из конкретных шагов по реализации идей школьной реформы. Вводились 4 новых общеобразовательных предмета: «Ознакомление с окружающим миром» (1 и 2 кл.), «Основы производства. Выбор профессии» (7 и 8 кл.), «Этика и психология семейной жизни», «Основы информатики и вычислительной техники» (9 и 10 кл.). В связи с этими нововведениями аппаратом Гороно во главе с заведующим Гурьевой Р.П. нужно было решать много организационных и практических задач и ряд проблем. В первую очередь, нужно было решить вопросы переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей школ на курсах и семинарах ЯРИУУ по усовершенствованным программам, новым курсам и новым учебникам. Оживилась методическая работа. Методические кабинеты Октябрьского и Ярославского Роно возглавляли тогда опытные педагоги Николаева Алла Дмитриевна и Данилова Прасковья Петровна соответственно.
Многие учителя г. Якутска в те годы использовали опыт учителей-новаторов страны В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, Е.Н. Ильина, Б.А. Неменского, Д.Б. Кабалевского и других, доказавших ценой больших трудов правоту своих методик, проводивших по всей стране авторские, целевые семинары, творческие уроки, научно-методическую работу. В октябре 1987 года ЯРИУУ (дир. Винокурова Н.Н.) организовал встречу учителей республики, последователей учителей-новаторов по теме «Творческий опыт учителей – в демократизацию обучения». Перед участниками встречи показательные уроки дали творческие учителя г. Якутска: Николаева Г.И. (шк. № 8); свой опыт работы защищала преподаватель музыки и пения Маркова Э.И. (шк. № 10); лабораторию по якутскому языку и литературе продемонстрировал учитель Афанасьев В.Ф. (сш. № 2). На встрече также была проведена активная дискуссия по педагогике сотрудничества. Заинтересованный разговор состоялся и о демократизации школьной жизни и о передовом педагогическом опыте (ППО).
В 1987 году большой круг вопросов, связанных с постановкой преподавания истории, обществоведения и основ Советского государства и права был обсуждён на НПК.
3-4 апреля 1987 года прошёл IX съезд работников народного образования и общественности. С докладом выступил первый секретарь ОК КПСС Ю.Н. Прокопьев. Докладчик отметил: «…Разве можно принять нормальным положение, когда учащиеся многих школ г. Якутска слабо знают свой край, его настоящее, прошлое и будущее. Нет системы воспитания политической культуры учащихся. Только в 12-ти школах города работают общественно-политические клубы старшеклассников…».
Реформа школы требовала от учителей, какой бы они предмет ни вели, избавления от устаревших стереотипов, восприимчивости к новым идеям, заряда жаждой творчества, идеей изменения отношений между педагогами и учениками.
В 1987 году были впервые проведены пробные переводные экзамены в 3, 4, 5 классах во всех школах республики. Продолжалась аттестация учителей, руководителей школ, начатая ещё в 1976 году. За 1981-1985 годы в городе было аттестовано 1112 учителей, из них заслужили поощрения 464, с рекомендациями прошли 82 человека. По итогам аттестации звание «учитель-методист» было присвоено 15 учителям, 31 учитель получил звание «старшего учителя». В городе работало 438 паспортизованных кабинетов.
Римма Павловна Гурьева показала себя умелым организатором, требовательным руководителем, избиралась депутатом городского Совета народных депутатов двух созывов, отличник народного просвещения РСФСР. Она в 1989-1993 годах – директор средней школы № 14, последующие годы – преподаватель юридического факультета ЯГУ им. М.К. Аммосова.
(Из сборника «Руководители столичного образования – проверенные временем» / составитель и редактор В. С. Иванова (Зверева). – Якутск : Смик-Мастер.Полиграфия, 2024. – 80 с.)