Яныгина Татьяна Николаевна

Родилась 7 января 1924 года в Олёкминском районе Якутской АССР. Предок Яныгиных обосновался в Якутии в 70-80-х годах XVIII века, куда был сослан по политическим мотивам из Нижегородской области. С 1932 года семья жила в г. Якутске. Татьяна, закончив 7 классов, поступила на рабфак Якутского пединститута. После окончания Иркутского пединститута она 2 года проработала учителем русского языка и литературы в Иркутской области. С 1946 года работала учителем в семилетней школе № 13 г. Якутска. Затем до 1953 года Т.Н.Яныгина проработала учителем по своей специальности в Новосибирской области. Вновь вернулась в г. Якутск и была назначена директором семилетней школы № 17 г. Якутска, а в 1958-1963 годы – директор Жатайской средней школы. В 1960 году была избрана делегатом Всероссийского съезда учителей. В материалах V республиканского съезда учителей в докладе министра просвещения ЯАССР говорилось о положительном опыте работы Жатайской школы. «Татьяна Николаевна, будучи директором, бывало, сама колола дрова и рано утром топила печи в трёх зданиях-бараках школы. Сама давала, как лучший учитель открытые уроки, грамотно проводила самоанализ и анализ уроков учителей по разным предметам». Жатайская школа в то время занимала передовые позиции по организации методической работы и спортивных мероприятий (НА РС (Я). Ф.946. Оп.1. Д.38).

60-е годы прошлого века в области народного образования характеризовались периодом решающего этапа перестройки системы по реализации Закона «О школе». В 1963-1966 годах как одному из успешных директоров Яныгиной Т.Н. было доверено заведование Якутским Гороно.

Контингент учащихся в городе вырос до 16100 человек. В школах республики и г. Якутска широко распространялся передовой опыт школ Липецкой, Ростовской, Ленинградской и других центральных областей и г. Москвы. В городе одобрен передовой опыт школы № 10 (дир. Ботвин В.Я.), добившейся 95,3% успеваемости. В этой школе уже 4 года функционировал родительский лекторий, хорошо было поставлено производственное обучение. В 1963 году в республике началось движение педагогов за звание ударников коммунистического труда. В него включились педагогические коллективы школ №№ 4, 15, 10 г. Якутска.

Вызывала тревогу слабая оснащённость материально-технической базой для осуществления производственного обучения. Перед Якутским Гороно, руководителями школ стояла серьёзная задача повышения роли и ответственности школ в воспитании подрастающего поколения, классных руководителей, каждого учителя как духовного наставника в улучшении качества преподавания нового предмета «обществоведение». Перед педагогами стояла ответственная задача коренного улучшения идейно-воспитательной работы, обеспечения всесторонне гармоничного развития детей по выполнению Закона «О школе», принятия достаточных мер по преодолению второгодничества. Новым явлением в жизни учреждений образования тогда было внедрение технических средств обучения в учебно-воспитательный процесс (ТСО): учебное кино, радио, магнитофон, эпидиаскоп, телевидение. Больших усилий и творческих поисков педколлективов, руководителей школ и отдельных учителей занимала проблема ликвидации отрыва учебной работы от воспитательной. На первый план выдвигался вопрос поднятия состояния преподавания русского языка и литературы. Своевременным тогда стало проведение в 1965 году II республиканской научно-практической конференции по изучению русского языка и литературы.

Заведующий Гороно Яныгина Т.Н. проводила в городе целенаправленную работу с шефствующими предприятиями и организациями. Всё больше и больше шефы вникали в воспитательную работу, особенно в работу с трудными детьми. Огромную помощь оказывали: Дормостстрой – школе № 6, хлебозавод – школе № 16, ЛУРП – школе № 2, ЯЦЭС – школе № 10, Геологоуправление и МООП – школе № 9, ЯФ СОАН – школе № 26, управление Гидрометслужбы и Институт мерзлотоведения – школе № 25. В большинстве организаций города были созданы Советы содействия семье и школе. Из числа подростков создавались дворовые футбольные команды. При телевидении создавался Совет учителей и старшеклассников.

В суровые военные и послевоенные годы ярко проявились организаторский талант и высокопрофессиональные способности организатора детского и молодёжного движения, бессменного директора Дворца пионеров, впоследствии Почётного гражданина г. Якутска, заслуженного учителя ЯАССР, заслуженного работника культуры РСФСР, кавалера орденов Дружбы Народов и «Знак Почёта» Фатии Иннокентьевны Авдеевой. Она соединила в себе ярчайший талант педагога дополнительного образования, руководителя, режиссёра, организатора Центра многоплановой воспитательной работы, эстетического, духовного, нравственного формирования, физического развития личности детей. Ныне Дворец детского творчества заслуженно носит её имя, в 2023 году – установлена скульптурная композиция во дворе Дворца (директор Иванова Т.И.).

На VI съезде учителей и общественности, открытом 24 марта 1965 года, с докладом «О задачах школы, семьи, общественности в коммунистическом воспитании учащихся» выступил 1 секретарь ОК КПСС Г.И.Чиряев. Он в докладе отметил, что «в жизни школ республики произошли качественные изменения, обучение и воспитание приближены к практическим задачам, прочно входит в жизнь трудовое воспитание. Но успеваемость растёт крайне медленно. По республике по итогам 1963-1964 учебного года оставлено на второй год 10,5% учащихся. И этот недостаток был характерен и для школ г. Якутска. Внедрялся лучший опыт липецких школ, учителей Татарии, Ростована-Дону, Ленинграда, Москвы и нашей республики». В их числе докладчик назвал среднюю школу № 10 г. Якутска, которая работала над развитием самостоятельности учащихся в процессе усвоения знаний, улучшением воспитательной работы. В заключение своего доклада Г.И.Чиряев сказал: «Золотыми буквами будут вписаны в историю народного образования имена многих замечательных учителей, умных наставников молодёжи». Среди них он назвал и учителей г. Якутска Самсонова П.Н., Егорова Н.В., Поскачина Р.М., Муксунова Д.В., Расторгуеву А.П., Степанову Т.И. Глубоко продуманную работу организовывали коллективы школ №№ 2, 3, 9, 10, Жатайская г. Якутска. За годы работы Яныгиной Т.Н. быстро расширилась сеть восьмилетних и средних школ.

Серьёзная помощь в деле повышения квалификации педагогов и внедрения передового опыта оказывалась через систему курсовых, семинарских мероприятий, проводимых ЯРИУУ и ГМК. В городе в то время без второгодников работали более 80 учителей.

В марте 1966 года учащиеся города активно участвовали в III Всероссийских играх пионеров в г. Магадане. Из 18 учащихся сборной команды республики 10 учащихся представляли школы г. Якутска, в т.ч. 5 учащихся из школы № 3, 2 – из школы № 5 по 1 – из школ №№ 26, 8 (НА РС (Я). Ф.57. Оп.12. Д.131) и (НА РС (Я). Ф.946. Оп.1. Д.38).

Всю свою сознательную жизнь Яныгина Т.Н. посвятила делу обучения и воспитания подрастающего поколения и снискала большой авторитет среди педагогической общественности. Она была терпимой, тихой, но редкостно требовательной женщиной. Была активным общественником, лектором общества «Знание». Она награждена орденом «Знак Почёта», значком отличник народного просвещения, ей присвоено звание заслуженного работника народного хозяйства ЯАССР.

(Из сборника «Руководители столичного образования – проверенные временем» / составитель и редактор В. С. Иванова (Зверева). – Якутск : Смик-Мастер.Полиграфия, 2024. – 80 с.)