В 1955-1957 годы столичным образованием руководила Фёдорова Н.В., 1922 года рождения, уроженка п. Черепаново Новосибирской области. В 1944 году окончила Якутский пединститут. Член КПСС с 1952 года. С 1946 по 1955 годы работала директором семилетней школы № 4, затем была директором школы № 5. В 1955-1956 учебном году из 8794 учащихся аттестовано 8742, из них успевали 7046, что составляло 80,6%. Не охвачено обучением 50 детей в возрасте от 7 до 15 лет. За время 5-й пятилетки построены в г. Якутске здания школ № 2 и № 3, интернат школы № 2 на 150 человек. Начато строительство школы в Рабочем городке (НА РС (Я). Ф.94. Оп.1. Д.1622). Школы перешли на новый учебный план, предусматривающий проведение уроков ручного труда в 1-4 классах, практических занятий в учебных мастерских и учебно-опытных участках в 1-7 классах и практикумов по машиноведению, электротехнике и основам сельского хозяйства в 7-10 классах. Задача развития политехнического образования требовала усовершенствования форм и методов политехнического обучения. В связи с этим злободневным стал вопрос улучшения учебно-материальной базы школ и принятия мер к подготовке и переподготовке учительских кадров, повышения их методического уровня и политехнических знаний. Школы г. Якутска проделали значительную работу по внедрению политехнического обучения. В 8-9 классах проводились практикумы по машиноведению и электротехнике на базе промышленных предприятий. Но неудовлетворительно была поставлена работа по связи школ с общественными и шефствующими организациями (О переходе на новый учебный план// Социалистическая Якутия. – 1956. – 6 июля).
В 1956 году на V очные республиканские педчтения из города было представлено 105 докладов, из которых 55 получили одобрение жюри, в т.ч. 9 докладов были рекомендованы на Всероссийские чтения. Высокое одобрение на пленарном заседании получил доклад заслуженного учителя ЯАССР, депутата Верховного Совета ЯАССР Л.Ф. Ларионовой на тему «О работе химического кружка в старших классах школы № 3 г. Якутска». Привлёк внимание участников педчтений доклад учителя школы № 2 И.М. Шадриной по теме «Укрепление знаний и навыков по русскому языку в 8-10 классах якутской школы». Доклад, прочитанный учителем Кангаласской семилетней школы Я.К. Кулибене, тоже был не лишён практического интереса – в нём давался опыт выращивания и ухода за комнатными растениями (О V республиканских педагогических чтениях//Социалистическая Якутия. – 1956. – 17 авг.).
Школа № 9 под руководством опытного директора Таркина Емельяна Степановича добивалась больших успехов, впервые внедрив основы производства в учебный процесс. Учащиеся овладевали электротехникой, изучали автомашину и трактор. В мастерской школы были установлены токарные, деревообрабатывающие, сверлильные, болторезные станки. Геологи-шефы передали школе дизельные моторы и буровую вышку. В физико-математическом кабинете школы был оборудован электрощит, к каждому столу подведён ток. Для производственного обучения были подобраны соответствующие кадры.
В газете «Социалистическая Якутия» был опубликован материал «К занятиям приступили организованно». В статье говорилось о подготовке к новому учебному году средней школы № 10. Приёмная комиссия Гороно готовность школы к учебным занятиям оценила на «отлично». В 1-й класс в 1956 году в школу № 10 пришли 150 первоклассников, при этом вместо запланированных двух было открыто 4 класса-комплекта для первоклашек. В 1956 году ЯРИУУ выпустил брошюру преподавателя школы № 17 В. Бернштейна «Краткая якутско-немецкая сравнительная грамматика». Она служила методическим справочником для учителей немецкого языка.
(Из сборника «Руководители столичного образования – проверенные временем» / составитель и редактор В. С. Иванова (Зверева). – Якутск : Смик-Мастер.Полиграфия, 2024. – 80 с.)