Киров Николай Иванович

Он родился в 1905 году в 5 Мальжагарском наслеге Западно-Кангаласского улуса Якутского округа в семье крестьянина-бедняка. В 1917-1924 годы учился в четырёхклассной школе, затем окончил семилетку, в 1930 году – Якутский педтехникум. В 1934 году окончил Иркутский пединститут с дипломом «учителя русского языка и литературы». В 1934-1937 годах работал в Институте повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО) при Наркомате просвещения ЯАССР (предтеча ЯРИУУ).

Киров Н.И. с июня 1937 года по январь 1940 года работал заведующим Якутским Гороно. В этот период продолжилась ответственная работа по ликвидации безграмотности взрослого населения. Тогда в Якутске было учтено 402 неграмотных и 365 малограмотных людей, из которых обучением было охвачено 465 человек, что составило 60% от общего количества.

В письме начальника Управления средних школ Наркомпроса ЯАССР Андросова Ф.С. от 19 ноября 1937 года сообщалось о том, что «в 1937-1938 учебном году согласно распоряжения НКП РСФСР во второй четверти в программу 6 класса должны быть введены 5 часов математики со следующим распределением: 2 часа арифметики, 2 часа алгебры и 1 час геометрии» (НА РС (Я). Ф.57. Оп.1. Д.499).

Декретом СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1939 года установлена следующая система школьного образования: начальная школа – 1-4 классы; неполная средняя – 1-7 классы; средняя – 1-10 классы. Продолжалась работа по политехнизации школы, сочетающей общее и политехническое образование и обучение, производительный труд. Для завершения полной ликвидации неграмотности населения к 1 сентября 1938 года Якутскому Гороно нужно было открыть дополнительно 6 школ взрослых (НА РС (Я). Ф.693. Оп.1. Д.112).

Аттестация учителей во все времена являлась большой серьёзной кампанией по определению квалификации, уровня образованности педагогов, выявления преданности выбранной профессии. В 1938 году прошли аттестацию 82% учителей, из них только 70% получили звание учителя. В г. Якутске по итогам аттестации выявились передовые учителя: М.Я.Попова, П.И.Кочнев, А.П.Расторгуева, П.В.Афанасьев, П.А.Анисимов и др. (НА РС (Я). Ф.57. Оп.7. Д.33).

Киров Н.И. остро ставил жилищный вопрос перед председателем исполкома Горсовета Калининым и секретарями ГК ВКП (б) Имулиным и Артемьевым, но поддержки ни от кого не находил. В отличие от ранее работавших заведующих Николай Иванович в справках по инспекторской проверке указывал конкретных учителей, допускавших пробелы в работе.

В связи с принятием специального постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 марта 1938 года «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей» Киров Н.И., как словесник с высшим образованием, исключительное внимание уделял вопросам преподавания русского языка и литературы.

Педагогический коллектив средней школы № 2 г. Якутска принял обращение ко всем школам республики об улучшении преподавания русского языка и литературы и о введении русского разговорного урока в первом классе якутской школы.

Киров Н.И. всегда имел своё суждение, видение проблем школы и часто вступал в конфликтные ситуации с вышестоящими организациями. В те времена это считалось совершенно недопустимым явлением. Он даже выступал с критикой в адрес Наркомпроса: «…Общее руководство есть, но по вопросам учебно-воспитательного характера – недостаточно. НКП не крепит роль и авторитет Гороно, сам подменяет его, частью игнорирует… Обследование школ производится без согласования с Гороно; школьные здания заняты под общежитие учителей без ведома Гороно; открепляют городских учителей и направляют их в районы…» и т.д. (НА РС (Я). Ф.693. Оп.1. Д.333).

Во всех сферах образования, да и во всей жизни страны заметную роль сыграло Постановление СНК СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС «О трудовой дисциплине. Правила внутреннего трудового распорядка», принятое 28 декабря 1938 года, на основании которых многие работники, в т.ч. и педагоги были отстранены от работы. Началась тотальная слежка друг за другом, репрессии «неугодных работников», что не могло не повлиять на весь ход учебно-воспитательной работы в школах.

В 1939-1940 учебном году в городе работали 16 школ, в т.ч. начальных – 6, неполных средних – 6, средних школ – 4. Классов-комплектов числилось 280. В тот год учёбой не было охвачено 208 детей школьного возраста. Из 255 учителей города 49 не имели соответствующего образования, из которых 9 не аттестованы. Годовая успеваемость составила только 74,6%. Значит, из 6738 учащихся переведено в следующий класс 5033 человек. Наибольшее количество неуспевающих было по русскому языку и математике. В частности по русскому языку не успевали 16,9%, по арифметике – 11,8%, алгебре – 17,9%, геометрии – 17,2%, тригонометрии – 11,2% учащихся (НА РС (Я). Ф.94. Оп.13. Д.42).

В том учебном году из центральных вузов прибыло в Якутию 75 учителей, из которых 28 остались в городе, что стало большим подспорьем в кадровом обеспечении школ города.

Вопросами методической работы руководил сам заведующий Гороно Киров Н.И. Он, будучи заместителем директора ИПККНО, в 1936 году на II Всеякутском съезде ударников народного образования ЯАССР выступил с речью «На борьбу за всеобщую грамотность населения», где подчеркнул величайшую роль методической работы: «Без систематического повышения квалификации учителей нет хорошего качества учёбы, воспитания и обучения» (НА РС (Я). Ф.57.Оп.3. Д.365).

Он был одним из образованных, компетентных и требовательных руководителей системы образования и методической службы республики, города, яркой личностью, стоявший у истоков их становления и развития.

 

(Из сборника «Руководители столичного образования – проверенные временем» / составитель и редактор В. С. Иванова (Зверева). – Якутск : Смик-Мастер.Полиграфия, 2024. – 80 с.)