Он – уроженец Октёмского наслега Западно-Кангаласского улуса Якутии. Родился в 1889 году. Работал в 30-х годах заведующим 1-й советской школы 1 концентра г. Якутска. Затем работал заведующим в 5-й начальной школе. Андреев Г.Ф. – делегат I, II Всеякутских съездов Советов. Член и делегат ЯЦИК I и II съездов, один из учредителей культурно-просветительного общества «Саха Омук». В Национальном архиве РС (Я) отложено заключение президиума Методсовета НКПЗ ЯАССР о работе Якутского горпросздравсобеса за 1928-1929 учебный год. Андреев Г.Ф. заведовал Якутским гороно с 13 апреля 1927 года.
В 1928-1929 учебном году количество учащихся составило 1733 человека. Общая успеваемость составила 86%. Во всех школах города, начиная с 3 группы, в качестве обязательного предмета был введён якутский язык. Стипендиями в размере от 13 до 25 руб. в отчётном году пользовались только учащиеся 2-го концентра, а бедняцким детям с Севера был установлен интернатский паёк на сумму 40 руб. В трех детских домах – «Деттруд», «Юная коммуна», им. Калинина – воспитывались150 детей (88 мальч. и 62 дев.). Работали 3 детсада: «Октябрёнок» (залогом), «Деттруд» (центр города), «Национальный» (для як. детей), куда принимались дети в возрасте 4-8 лет. Всего воспитанников детских садов в 1928-1929 учебном году насчитывалось 214 человек. Помимо этого в городе работали 6 ликвидационных пунктов. Учителя города обучали 245 безграмотных взрослых человек, в т.ч. 80 якутов.
Состояние народного образования в г. Якутске за отчётный год характеризовалось следующими основными данными по результатам проверки Методсовета НКПЗ ЯАССР:
«1. Школ 1-й ступени 1 концентра было 6, 1 ступени 2 концентра – 1 и 2 пятые группы (классы) при 3-й советской школе.
- Состав учителей: всего 62 человека, из них 25 мужчин, 37 женщин; с низшим образованием 9 человек, со средним 36, со средним специальным 14 и с высшим образованием 3 человека.
- Общий бюджет народного образования по городу на последние 3 года (1926-1929 годы) выражался соответственно 155618, 190327, 248621 рублями. Таким образом, рост бюджета за последние 2 года составил 18,3% и 23,5%.
Наиболее яркие положительные моменты в работе гороно и его учреждений в те годы:
- тесная увязка работы гороно и его учреждений в работе секции гор-совета;
- усиление работы Деткомздравбыта. Для этих целей за 1928 год собра-но 1889 руб., за 1929 год – 297 руб. 47 коп.;
- удовлетворительная работа комсодов. По всем 7 комсодам собрано средств на 2715 руб. 12 коп. Работа комсода главным образом была направлена на изыскание средств на организацию горячих завтраков учащихся;
- некоторая активизация родительских собраний. Количество групповых родительских собраний по каждой школе от 8 до 20;
- если стипендиальный фонд в 1928-1929 учебном году составлял 9150 руб., то в 1929-1930 учебном году он составил 31400 руб. В среднем на одного учащегося обеспечение выросло с 5 руб. 27 коп. до 18 руб. 15 коп.;
- начата постройка русско-татарской школы;
- вложено 6000 руб. из внесметных сумм горсовета на оборудование школьных кабинетов; по школам 1-го концентра пионеров – 471, комсомольцев – 12 человек (38% от всего состава учащихся); 2-го концентра – членов КСМ – 71 человек, пионеров – 64 (32,5% от всего состава учащихся).
Наряду с указанными «весьма существенными и значительными достижениями», нельзя было пройти мимо ряда недостатков в общей работе гороно и его учреждений. К ним были отнесены:
«…2. Из 1587 учащихся 1 ступени до конца учебного года выбыло 191 человек (12%). Нужно изучать причины отсева и принимать соответствующие меры.
- По отдельным школам процент второгодничества чрезвычайно высок. По пяти группам 3 советской школы этот процент доходит до 27, по русскотатарской школе – 22%, тогда как по 1 совшколе – 9,5% второгодников, в 4 совшколе – 9% и т.п.
…5. Неблагоприятным нужно считать политический состав учительства. На 62 человека педагогического состава нет ни одного комсомольца и партийца.
В отчёте по работе комсомольской и пионерской организаций и состояния здоровья учащихся нет анализа причин второгодничества и отсева, нет данных о самообразовательной работе учительства… Гороно надо заняться изучением и правильным обслуживанием 280 учащихся, съезжающихся из улусов» (НА РС (Я). Ф.57. Оп.1. Д.272).
В 1927-1928 учебном году гороно курировал так называемые школы повышенного типа и школы специального образования, которых было 10. В г. Якутске открылась в 1927 году Якутская центральная опытно-показательная школа (ЯЦОПШ), переведённая в 1932-1933 учебном году в с. Долдин, затем в Хаптагай Мегино-Кангаласского района. ЯНОПШ внесла весомый вклад в развитие образования, введение в жизнь начального всеобуча, сыграла положительную роль в повышении методического и профессионального уровня учителей и оказала огромное влияние на развитие национальной школы. В этой школе работали известные учителя г. Якутска Егоров Н.В., Н.Е., П.Н.Самсоновы и другие.
На 1 января 1929 года в г. Якутске было 5 школ 1 концентра (НА РС (Я). Ф.60. Оп.1. Д.2234). С октября 1929 года на городской бюджет были переданы библиотека, театр, кинотеатр, детдом им. Калинина, аппарат курсов якутизации. В штате городского отдела образования предусматривались заведующий, инспектор и деловод-машинистка (НА РС (Я). Ф.693. Оп.1. Д.88).
Судя по архивным документам Андреев Г.Ф. с 1 октября 1939 года работал сотрудником методического кабинета ЯРИУУ с окладом 600 руб. (НА РС (Я). Ф.695. Оп.2. Д.242). 15 июня 1938 года арестован УГБ НКВД ЯАССР по статье 58-2, 7, 11 УК РСФСР. Заключением прокуратуры РС (Я) от 14 июня 2000 года реабилитирован.
С 28 августа 1943 года по 26 февраля 1944 года Андреев Г.Ф. был директором мужской семилетней школы № 2 г. Якутска (НА РС (Я). Ф.695. Оп.2. Д.160).
(Из сборника «Руководители столичного образования – проверенные временем» / составитель и редактор В. С. Иванова (Зверева). – Якутск : Смик-Мастер.Полиграфия, 2024. – 80 с.)