Слепцова Мария Серафимовна (1937 – 1998)

Учитель физики Якутской городской национальной гимназии, заслуженный учитель школы ЯАССР, ветеран труда, Соросовский учитель средней школы, стипендиат Международного фонда «Дети Саха-Азия».

На всероссийском конкурсе «Учитель года-92» она сразу, без усилий завоевала симпатии и любовь – и участников, и жюри. Приветливая, эмоциональная, доброжелательная, как бы излучая свет, светящаяся изнутри – она стала душой конкурса. В каждой газетной публикации о суперфинале, будь то местные или центральные издания, авторы упоминали участницу из Якутии. Журналисты писали, что она умеет вселять веру в свои силы, поднимать настроение, даже, как экстрасенс, умеет прикосновениями лечить, головную боль, к примеру.

Несмотря на все трудности, Мария Серафимовна всегда оставалась оптимистом, мудрым наставником, обаятельной и жизнерадостной женщиной. Успех приходил к ней один за другим.. Кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Республики Саха (Якутия), Соросовский учитель средней школы, лауреат премии имени Н.К. Крупской, суперфиналист всероссийского конкурса, награждена медалью К.Д. Ушинского, стипендиат Международного детского фонда «Дети Саха-Азия» (1995г.).

Она родилась 3 апреля 1937 года в 1 Ситтинском наслеге Кобяйского улуса. В 1959 году окончила физико-математический факультет ЯГУ. С этого года преподаватель физики в средней школе №2 г. Якутска, затем в Якутской городской национальной гимназии. Работая в школе, защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Самостоятельные исследования учащихся по физике как средство развития их интересов и познавательной активности». Выступала с докладами в городе Ереване (1982) и на 8 Всесоюзных педагогических чтениях в г. Ташкенте (1988). Много писала, печаталась. В журнале «Физика в школе», в различных газетах опубликованы статьи Марии Серафимовны о том, что учащиеся встречаются с трудностями в понимания физического материала вследствие резкого языкового перехода, изобилия незнакомых слов, терминов и специфических рассуждений, что в процессе обучения якутских школьников следует учитывать особенности их мышления на родном языке.

Мария Серафимовна – автор учебников физики для средней школы на языке саха (7-11классы). Объем знаний и умений учениками в результате обучения по ним соответствует российским стандартам, вместе с тем, в содержание включен национальный компонент, продиктованный традициями народа, региональными особенностями. Представляя концепцию создания учебников физики на языке саха. Мария Серафимовна Слепцова писала: «Родной язык – материнский. Материнское слово мелодично, песенно, музыкально, поэтично, мудро. Например, наш учебник физики 9 класса начинается необычно:

Сайылыгым барахсан

Дьэдьэн уга киэргэллээх

Хатыҥ чараҥ алардаах,

Бэстээх үрдүк мырааннаах,

         Бу Н.Ефремов тылларыгар тулалыыр эйгэ хоһуллар. Туох баар тулалыыр эйгэни барытын материя диэн ааттыыллар. Бу норуот суруйааччытын тылларыгар төһөлөөх уустук хамсааһын туһунан этиллэрий?

 

 

Без сомнения, такие учебники принесут огромную пользу учащимся гуманитарного профиля. Именно через физику они расширяют словарный запас на родном языке». Если бы все гуманитарии учились по таким учебникам, то, безусловно, все бы влюбились в физику. Но почему бы нет? Ведь, как физики могут быть лириками, так и лирики могут быть физиками…       Народный педагог Г.Н. Волков придавал огромное значение слову, речи, мудрости и живому голосу народа: «Концепция учебников физики на  якутском языке, научно обоснованная М.С. Слепцовой, необычайно интересна. Ею открыт самый эффективный путь гуманизации и гуманитаризации курса физики. Идея духовности, духовного воспитания решаются на этнопедагогической основе.

Блистательный опыт М.С. Слепцовой доказывает, насколько важен   эмоциональный, гуманистический фон содержания обучения. При этом такой эмоциональный фон создается уважительным, может даже трепетным отношением к духовным сокровищам родного народа. Учебниками решается уникальная гуманистическая задача – укрепление духовно-нравственной   связи знаний по физике с жизнью якутского народа. Такого этнопедагогического подхода никто в мире до сих пор не осуществлял. Надо бы поддержать эту очень актуальную концептуальную идею на всех уровнях» (3 марта 1993 г.).

Указом Президента Республики Саха (Якутия) В.А.Штырова от 13 апреля 2009 г. за №1385 М.С.Слепцовой присуждена Государственная  премия Республики Саха (Якутия) в области науки и техники в номинации «Учебники и учебные пособия».

Мария Серафимовна выступала на всесоюзном методическом семинаре «Воспитываем таланты», участвовала во Всесоюзном фестивале «Урок физики — 91» по теме «Физический практикум в соответствии с творческим потенциалом ученика». Эта работа получила одобрение во всесоюзном конкурсе «Программа – одаренные дети».

Идеи по развитию творческих способностей учащихся воплощены в работе Якутской городской национальной гимназии, где Мария Серафимовна с 1992 года была заместителем директора по научно-экспериментальной работе. «Знамя наше полковое…» — так, с любовью, называли ее коллеги, в этих словах гордость и восхищение. Она очень много работала. Занималась и со студентами, и с гимназистами. Готовила учеников к олимпиадам. В последние годы многолетние наблюдения обобщила в исследовании по теме «Этнопедагогические основы методов и организации обучения физики». Работу закончила. Поставила точку. Но не успела защититься (1998 г.). Она всю себя отдала любимому делу – науке о физике. В силах ли человеческих сделать такую массу дел? Да, если самодисциплина, редкое трудолюбие, фантастическая работоспособность и организаторские способности даны человеку научного и философского ума, способного воплощать свои замыслы.

 

Винокурова Марияна Васильевна,

к.п.н., заслуженный учитель РС(Я)