Бухарова Нина Григорьевна– свидетель истории Якутии военных лет

Бухарова Нина Григорьевна (1932 г. – 2015 г.)

Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 г. Якутска

Заслуженный учитель РС (Я), Отличник просвещения СССР, Отличник народного просвещения РСФСР, «Учитель учителей», «Учитель изящной словесности», «Наставник молодёжи», Ветеран тыла, Ветеран труда, Награждена медалями, «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И.  Ленина», «Маршал Жуков», «50 лет Победы в ВОВ», «60 лет Победы в ВОВ»

 

 

 

Нина Григорьевна Бухарова родилась в с. Ламоново Омской области. В 1953 году окончила учительский институт, в 1960-м – историко-филологический факультет Якутского государственного университета. Трудовую деятельность начала в 1953 году учителем русского языка и литературы в семилетней школе № 23 г. Якутска, затем были школы № 24, 30. В СОШ № 23 работала с 1975 по 2008 гг.

Имя Нины Григорьевны Бухаровой как опытного педагога и мудрого наставника знакомо многим не только в городе Якутске, но и в республике. Учитель-исследователь, экспериментатор, она разработала собственную технологию развития творческих возможностей учащихся, авторскую программу спецкурса «Литература и начальные навыки сценического искусства». Нина Григорьевна открыла учащимся необъятный мир слова, привила истинную любовь к литературе. Среди её выпускников много филологов: преподавателей, журналистов, учителей.

Н.Г. Бухарова – человек беззаветной преданности делу, пример для новых поколений учителей.

Нина Григорьевна – свидетель истории Якутии военных лет

Незадолго до начала войны отец перевёз нас с мамой из Омской области в Якутию. Золотые прииски Кинья, Бурхала, наконец, Аллах-Юнь. Казалось, ничто не предвещало беды. Но 22 июня 1941 года прозвучало страшное слово «война».

Отец ушёл на фронт. Мама, слабая здоровьем, безграмотная, бралась за любую тяжёлую работу, чтобы хоть как-то просуществовать, получая продовольственные карточки. Большая часть вещей была продана, чтобы купить дополнительно хоть одну буханку хлеба или расплатиться за дрова. У нас не было ни огорода, никакого другого подспорья. Мне вспоминается овсяной кисель – беда и выручка. Следствие – гастрит, голодные обмороки. Жить приходилось там, где мы работали: в прачечной, ветхой избушке, стоящей на краю крутого берега реки и готовой во время половодья рухнуть в бурлящую воду. Половину избушки занимал котёл, в котором днём и ночью в щёлоке вываривалось белье старателей, приезжавших за продуктами в Аллах-Юнь. Спали мы на полу, а я занималась за столиком. У нас не было ни света, ни радио. В качестве источника света служил матерчатый фитиль в блюдце с каким-либо жиром, но и это было дорогим удовольствием. При свете такого фитиля я перечитала почти все книги. Позже мы жили в библиотеке, где я работала уборщицей.

Все школьники осенью работали на заготовке силоса из турнепса. Работали дружно, бригады соревновались. Мы гордились тем, что приносим хоть какую-то пользу. Зимой заготавливали дрова для школы, топили печи. У нас не было учебников, тетрадей, ручек. Запоминали, что говорили учителя. Писали на оберточных бумагах, выходили из положения как могли. Чернила делали из химических карандашей. Для ручек использовали палочки, на которые привязывали перья «лягушка». При этом строго соблюдались все законы чистописания: соблюдение волосяных линий, нажима. Помню первую свою учительницу, Зою Перфильевну, строгую, требовательную. Она была моим кумиром.  Экзамены мы сдавали каждый год с 1 класса.

Во время войны мы отправляли посылки на фронт, для этого делали что умели: рисовали, делали рамочки для фотографий, шили рукавицы, обвязывали платочки. Каждый думал: «А может, эта посылка попадётся моему отцу или брату».

Я с нетерпением ждала лета и поездки в пионерлагерь. Это было счастливое время. Во-первых, всё-таки там кормили, а в «тихий час» мы убегали к болоту, где на кочках росла морошка, чудо-ягода с неповторимым вкусом и ароматом. Во-вторых, интересные дела: утренние и вечерние линейки, рапорты председателей отрядов (а я всегда была в их числе или председателем Совета дружины), ночные дежурства в любую погоду, большие яркие костры, песни, разговоры. Мы ходили в походы, играли в «лапту», катались на гигантском столбе, играли в классики, готовились к заключительному прощальному костру.

Старшим вожатым у нас был Вася Комаров, молодой парень. Мы его просто боготворили и, когда его призвали в армию, прощаясь с ним, все плакали.

В посёлке был свой культурный центр-клуб. Но кино привозили очень редко, не чаще одного раза в месяц, поэтому один и тот же фильм «крутили» много раз. Если удавалось проникнуть в зал, то дети садились на пол перед экраном.  В клубе проходили собрания, митинги, концерты учащихся. Пели песни «Катюша», «Три танкиста», «Священная война», «Огонёк», «Синий платочек», «Смуглянка» и другие. Мы были детьми, смотрящими на жизнь взрослыми глазами.

В 1944 году ввиду очередного заболевания мамы нас срочно вывезли в Якутск. Меня должны были отдать в детдом, но пожалели. Я жила у людей, выполняя работу по дому, нянчась с детьми. Училась в 5 классе школы №8.

В начале 1945 года вернулись в Аллах-Юнь, который стал для меня родным и снится до сих пор. Известие об окончании войны застало нас во время уроков. Чувства, которые охватили нас, не передать словами. Все обнимались, поздравляли друг друга, говорили о встрече с родными, которые должны вернуться из армии. Когда прошёл первый момент радости, мы с подругой, Уткиной Руфой, зашли в пустой класс и плакали: наши отцы не вернутся, они погибли.

Конечно, последствия трагедии детей войны каждый переживал по-своему, но то время научило нас многому, и сейчас вспоминается со светлой грустью и мыслью: пусть не увидят наши потомки того, через что нам пришлось пройти.

__________________________________________________________________

 

Нина Григорьевна Бухарова – педагог-творец и свидетель истории. За 55 лет работы в школе через её заботливые руки прошли тысячи учащихся. И где бы они ни были, какую бы работу ни выполняли, они всегда сохраняют большой интерес к языку и литературе, всё величие и красоту которых помогла им понять любимая учительница.

 

Белых Анна Афанасьевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 23 имени В.И. Малышкина г. Якутска,

Почётный работник общего образования РФ,

Отличник образования РС (Я)