Встреча с участниками Ленинградской блокады.

Первого февраля в школе N9 им. М.И. Кершенгольца в рамках 70- летия снятия Блокады Ленинграда и месячника патриотического воспитания прошла встреча с ветеранами педагогического труда Швырковой Л.Г. и Мустафиной Л.А., чьё детство проходило в осаждённом Ленинграде до тех пор, пока не открылась дорога жизни, которая помогла вырваться из кольца смерти и волею судьбы добраться до Якутска.

Здесь они учились, получили педагогическое образование. Лидия Григорьевна стала учителем музыки, а Лилия Андреевна — учителем начальных классов. И обе долгое время преподавали в школе N9, стали коллегами, ушли на заслуженный отдых. Но до сих пор они вместе. Их объединяет не только совместная работа, но и память о суровом детстве, о котором теперь вспоминают со слезами на глазах на встречах с учениками в стенах родной школы. Когда началась война, Лидии Григорьевне было десять лет. Она хорошо помнит, как её старший брат, выпускник школы, сразу же пошёл в военкомат и уехал на фронт, а в декабре 1941 года семья получила похоронку о его героической гибели. В Ленинграде начались тяжёлые дни. Самые страшные испытания приносили голод и холод. Начали умирать соседи, потом смерть унесла младшего брата и бабушку. Спасением были хлебные карточки, но в семье Швырковых это было не всегда. Мама работала продавцом в хлебном магазине и отчитывалась за каждый грамм. Однажды, как вспоминает Лидия Григорьевна, она помогала маме подносить к весам булки, один из покупателей ей сказал
— Девочка, я уронил деньги за прилавок, посмотри!

Лида наклонилась… И булка, на секунду положенная ею на прилавок, моментально исчезла вместе с обманщиком. Пришлось расплачиваться своими карточками. Условия военного времени были строгими. Часто семья оставалась без хлеба. Покупатели в каждом грамме хлеба видели спасение и, не отрывая взгляда, строго смотрели на весы. И эти молчаливые взгляды невозможно забыть!

Лилии Андреевне на начало войны было всего четыре с половиной года, но она хорошо помнит, как эту весть сообщил прискакавший в их местность, расположенную в пригороде Ленинграда, всадник на взмыленной лошади. Помнит тяжёлые дни осады, испытывает страх от воя сирены, который до сих пор остаётся в её душе. И, конечно, голод. Помнит, как сначала делили хлеб на маленькие кусочки, а потом и хлебные крошки. От неминуемой смерти её спасло буквально чудо. С открытием дороги жизни семью направили в эвакуацию. Везли на открытой грузовой машине. Все сидели тихо, не шевелясь. И было от чего!. Дорога была опасная. Машина, за которой следовал их грузовик, ушла под лёд вместе с людьми… А Лилии повезло. Когда переехали Ладогу, радость испытали неимоверную! Долго обнимались и плакали. В дороге до Якутии тоже были испытания, но всё осталось позади. И теперь, когда удалось Лилии Андреевне снова побывать в С- Петербурге, она с каким-то особым восхищением смотрела на памятник «Разорванное кольцо», установленный на месте, где начиналась дорога жизни, где выживали и…умирали, погибали за жизнь других. Страна боролась с фашистской нечистью, дорого платя за победу. И об этом помнят ветераны. Встречаясь с подрастающим поколением, рассказывают о себе, раскрывают правду военных лет с надеждой, что эта правда будет жить из поколения в поколение.
Нужно отдать должное коллективу школы N9 и директору Н.П. Черных, бережно сохраняющих и продолжающих традиции по патриотическому воспитанию школьников. На встрече с участниками блокады школьники читали стихи на военную тему, трогательно прозвучало ответное слово в исполнении членов детской организации «Добрые Дети Мира». Не остались в стороне и классные руководители. Н.А. Мартынова рассказала о свой тёте, тоже участнице блокады, сумевшей пешком вместе с подругами пройти по дороге жизни, и выжить в эвакуации. После войны она вернулась в Ленинград, хотя её отговаривали, мол, там никого из родных не осталось. Но она настояла на своём, объясняя:

— Я должна вернуться в родной город и прожить в нём за всех родных, умерших от холода и голода.
И ей повезло. Прожила до 90 лет! Любила Ленинград всей душой. С удовольствием принимала всех приезжих. Делала замечание, когда много хлеба покупали, боялась, что всё не съедят. Сама покупала только восьмушку булки.
Своё выступление Нина Александровна закончила стихотворением о поседевших рано на войне.
Закончилась встреча сообщением Информбюро о снятии блокады Ленинграда 27 января 1944 года. Голос диктора Левитана, хорошо знакомый старшему поколению, снова погрузил в прошлое. Голос, который вселял уверенность и веру в победу!

Сюндюкова Г.Б., ветеран педагогического труда

1.02.2014 г.

ФОТОГРАФИИ