Дошкольное воспитание в городе Якутске.
До Октябрьской революции 1917 года в системе народного образования Якутской губернии детских садов не было. На средства благотворительных обществ или частных лиц существовали несколько приютов и площадок. Существенно три детских приюта, в которых содержались дети школьного и дошкольного возрастов. Якутское попечительство детских приютов занималось сбором средств и изысканием помещения и оборудования. 9 октября 1860 года был открыт первый детский приют, названный в честь императрицы Марии Федоровны – Мариинским. За время своего существования, он дал приют 1626 детям. 15 апреля 1888 года был открыт приют для детей из арестантских и ссыльнопоселенческих семей.
Второго сентября состоялось открытие Ольгинского детского приюта. Таким образом три приюта объединили детей школьного и дошкольного возраста, и приюты носили частный благотворительный характер, целенаправленная работа с детьми не проводилась.
После октябрьской революции были преобразованы в детские дома и переданы в распоряжение специальных комитетов. В 1916-1919 годах с детьми дошкольного возраста работала Екатерина Алексеевна Кротова. С ноября 1916 года по июнь 1919 года в городе Якутске действовала частная школа Е. А. Кротовой. Цель ее занятий заключалась в обучении грамоте и счету, рисовании. Конструировании из бумаги. Пению. Играм и навыкам культурного поведения, дисциплинированности.
Опытом работы Е. А. Кротовой с детьми дошкольного возраста заинтересовалась общественность. В удостоверении от 25 июня 1919 года № 43, выданном Якутской Управой, отмечалось, что Е. А. Кротова в течении целого ряда лет имела частную начальную школу, в которой сама преподавала и весьма успешно подготовила детей к поступлению в школу. Кроме того она принимала активное участие во всех начинаниях по дошкольному воспитанию детей и своим новаторством в этой области зарекомендовали себя в широких слоях общества (из личного архива Кротовой Е. А., национальный архив РС (Я)).
По инициативе учительницы А. П. Широковой летом 1917 года на средства общественности было создано дошкольное учреждение для вывоза детей из бедных семей на дачу в летний период. Работала летняя дача недолго, и вскоре прекратило свое существование.
Оба детских учреждения Е. А. Кротовой и А. П. Широковой положили начало созданию дошкольных учреждений в г. Якутске и республике.
9 ноября 1917 года была создана Государственная комиссия по просвещению в составе, которой был подотдел по дошкольному воспитанию. 20 ноября 1917 года Наркомпроса РСФСР опубликовал первую «Декларацию о дошкольном воспитании». В ней подчеркивалось, что дошкольное воспитание является составной частью всей школьной системы и должно органически связано в одно целое со всей системой народного образования.
Осенью 1920 года в городе Якутске при широком участии общественности открылись детские сады «Очаг», «Детский труд», «III Интернационал».
Екатерина Алексеевна Кротова была первым организатором-инструктором дошкольного воспитания в городе Якутске. С 1920 по 1937 год работала инспектором по дошкольному воспитанию Наркомпросздрава. Организовала летние площадки в городе Якутске, детские сады «Примитив», «Юная коммуна».
В 1926 году дошкольный отдел Наркомпроса РСФСР обсудив отчет инструктора по дошкольному воспитанию «О состоянии дошкольного дела в Якутии», вынес постановление, в котором отмечалось, что «…несмотря на тяжелые условия в смысле оторванности и дальности расстояния от центра, затянувшуюся гражданскую войну на территории Якутии и отсутствия специального дошкольного образования, дошкольная работа велась в течении пяти лет беспрерывно, согласуясь с общей линией центра (Москвы)». По данным материалам можно проследить системный рост дошкольных коллективов. В постановлении указывалось, что следует признать необходимым охват детского населения воспитательно-образовательными учреждениями, организовать в городе Якутске Национальный опытно-показательный детский сад (ЯНОПС), считав обязательным перевод соответствующей детской литературы на якутский язык.
Первый председатель СНК ЯАССР М.К. Амосов в статье «На очередь дошкольное воспитание» писал: «Стоит только подумать о нашей детской смертности в улусах, чтобы оценить во весь рост глубину и значение дошкольного воспитания…. – вопрос этот заслуживает исключительного внимания, он тесно связан с преобразованием быта населения» («Автономная Якутия». 8 августа 1925г.).
В городе организуется санаторный детский сад для детей с ослабленным здоровьем. 27 декабря 1926 г. СНК ЯАССР рассматривает вопрос «О состоянии работы по охране материнства» («Культурная революция в Якутии (1917-1938гг.)», Якутск, 1968г., стр.228). ставились задачи дальнейшего расширения сети учреждений по охране материнства и детства.
Наркомпросздраву была поручена организация детский яслей, молочных кухонь, дома матери и ребенка, передвижных консультпунктов, усилить агитационную работу. Медицинские работники постоянно посещали детские сады, кроме профилактический осмотров. Наблюдали за улучшением качества питания, вели санаторно-просветительскую работу среди населения. Для улучшения медобслуживания детей в Якутске в декабре 1927 года проводится «неделя охраны здоровья детей и подростков» («Автономная Якутия». 6 декабря 1927 г.). Цель – привлечь внимание общественности по вопросам здоровья детей, содействие организации мероприятий, способствующих укреплению здоровья женщин-матерей. По решению V Всеякутского съезда советов, в 1927 году, создается общество «Ыраас Олох) («За новый быт»), цель которого, состояла в следующем:
- улучшить жизнь якутского населения
- улучшить быт и условия труда якутских женщин и детей
- распространение идей физкультуры, санитраии и гигиены
- распространение грамотности
- содействие переходу кочевого и полукочевого населения на оседлый образ жизни («Автономная Якутия». 6 декабря 1927г.)
Дошкольные работники города через общество «Ыраас Олох» широко пропагандировали идеи общественного дошкольного воспитания совместно с женотделом и другими общественными организациями по улучшению оборудования дошкольных учреждений в 1930 году провели «Дошкольный поход» силами женского актива дошкольных работников города, проводился учет численности детей, изыскивались помещения для детских учреждений. Учебно-воспитательная работа в области дошкольного воспитания определялась выступлениями и практической деятельностью Н.К. Крупской «Постановления о начальной и средней школе» (1931 г.), «Об учебных программах и режиме работы в начальной и средней школе» (1932 г.), материалами Всероссийских съездов и конференций, которые намечали пути развития дошкольных учреждений, сущность воспитательной работы в них.
В 1926 году при Наркомпросздраве Якутии создается Методический совет. В его состав вошли: нарком просвещения – С.Н. Донской (председатель), учителя – М.И. Ковынин, Н.Е. Афанасьев, И.А. Рогожин, А.А. Сахарова (заведующая детским садом «Примитив»), Л.В. Мукунов, С.Н. Черемкин и инструктор по дошкольному воспитанию Е.А. Кротова. В задачу дошкольного сектора Методического совета Наркомпросздрава ЯАССР входило:
- руководство методической работой дошкольных учреждений на основе НКП РСФСР
- проработка и приспособление программно-методических материалов НКП РСФСР к местным условиям
- выполнение программно-методической работы по заданию НКП РСФСР
- методические разработки отдельных педагогических вопросов выдвинутых практикой
- общее руководство подготовкой и переподготовкой дошкольных работников.
С опозданием получили и руководствовались в своей работе методическими письмами. Изданными Наркомпросом РСФСР, как «О гигиене воспитания в дошкольных учреждениях», о работе по природоведению «Место и роль строительного материала», «Живое слово и книжка», «Игра и труд». «О планировании и учете».
Основными элементами воспитательной работы в дошкольных учреждениях являлось знакомство детей с природой – экскурсии, устройство огородов, цветников, живых уголков, посильный труд, уход за цветами и домашними животными, воспитание у детей чувства любви к родине, к родному краю, изготовление игрушек-самоделок, привитие культурно-гигиенических навыков, культуры поведения, которые переносились в семью. Большое внимание уделялось в воспитательной работе по разным видам деятельности детей:
- игры – подвижные, хороводные, творческие
- в процессе труда дети занимались изготовлением поделок из бумаги, стружек, плетением корзиночек, коробок
- беседы по картинам, упражнения по развитию речи
- свободное наблюдение за природой, походы в лес, поле, на луг
Также особое внимание уделялось интернациональному воспитанию, детей знакомили со сказками, поговорками, пословицами якутского народа, разучивали стихи, песни поэтов и композиторов других народов.
В 1927 году решением Методического совета Наркомпросздрава ЯАССР детский сад «Национальный» (г. Якутск) был реорганизован в Якутский национальный опытно-показательный сад (ЯНОПС) и являлся опорным детским садом (бюллетень НКП ЯАССР, 1927 г. №11-12, стр. 11-14). Создание такого детского учреждения преследовало следующие цели:
- изучение особенностей якутского ребенка и окружающей среды
- разработка методических приемов в работе с детьми, определение объема знаний, умений и навыков детей в условиях якутского детского сада
- участие в подготовке дошкольных работников для национальных кадров
- активное участие в организации педагогических конференций, выставок, совещаний
- периодическое освещение опыта работы в печати национальных детских садов
Воспитатели, заведующие готовили выступления с докладами на педсоветах, принимали участие в работе курсов.
Создание ЯНОПС в городе Якутске способствовало широкому охвату общественным дошкольным воспитанием, стал базой для изучения особенностей развития и воспитания якутских детей, накоплением методических пособий, конспектов, планов, педагогических дневников на якутском языке, способствовало улучшению методической работы.
В 1937 году расширяется сеть дошкольных учреждений. Детские площадки оставались основным типом дошкольных учреждений. В 1934 г. НКП РСФСР утвердил программу «Программа и внутренний распорядок детского сада», в которой была сделана попытка разработки материала с учетом возрастных особенностей. Программа предусматривала воспитанию только роль организатора «среды» и ориентировала его на среднего ребенка. Все это делало программу формальной и снижало качество работы. В 1938 г. издаются новое руководство «руководство для воспитателей детского сада» и «Устав детского сада». В Уставе были определены задачи учреждений дошкольного воспитания, их структура. Правила организации и содержания детских учреждений, принципы комплектования. Подчеркивалось, что воспитание и обучение в детском саду ведется на родном языке.
В приложениях к руководству был дан перечень оборудования по физическому воспитанию. По разделу «Музыкальное воспитание», список детских книг (по группам). Все это способствовало улучшению содержания учебно-воспитательной работы. Большое внимание уделялось задачам организации педагогической пропаганды: углубленная работа с родителями и организация систематической просветительской работы, среди населения вечера вопросов и ответов проводились, дежурства родителей, организация родительский уголков. Большую роль сыграли центральные и местные методические кабинеты по дошкольному воспитанию. В 1937 г. создаются в 26 областях и автономных республиках РФ. В 1938 г. разработано положение об областных и районных методических кабинетах. В их функции входило:
- пропагандировать практику дошкольных работников
- научить дошкольных работников творчески строить воспитательную работу с детьми, учитывая интересы и развитие ребенка
- научить воспитателей систематически обобщать опыт работы, в его оформлении. Помочь в организации пропаганды и обмена опыта
- усилить издание материалов, освещающих лучший опыт воспитания
РДМК дошкольный методический кабинет Наркомпроса организован в 1938 г. инспектором, а затем и методистом работала М.С. Габышева (заведующая детским садом «Национальный» 1936-1937г.), в 1938 г. – А.Е. Егорова, в 1939 г. – Н.П. Алтухова. Первым методистом и заведующим методическим кабинетом при Наркомпросе была Любовь Федоровна Корнилова (1941 г.).
В 1941 г. в городе Якутске функционировало 16 детских садов, с охватом 972 ребенка. В первую очередь устраивались дети родителей, призванных на войну (ЦГА ЯАССР, ф.693 опись 1, дело 326, № 70-75). Коллективы дошкольных учреждений оказали помощь для танковой колонны от 3-х до 10-ти дневной заработной платы. Ими сдано облигаций на сумму 9345 рублей. Было собрано подарков солдатам на 336 рублей. Выслано детскими садами №№ 1, 4, 7, 2 теплых вещей на 3895 рублей. Гороно своими силами производили ремонт здания, мебели, организовывали подсобные хозяйства, участвовали в воскресниках по благоустройству города, участвовали в выгрузке угля, собирали посылки для бойцов (заведующие Грубель Сара Алексеевна д/с №3, Никонова Варвара Игнатьевна д/с №2, Дружинина Таисия Михайловна д/с №7).
О глубокой заботе и внимании к детям, несмотря на военное время, рассказывают документы того времени: «Об упорядочении снабжения продуктами питания в детских садах и яслях ЯАССР», «О своевременном обеспечении хлебопродуктами детских домов, интернатов, детских садов и учителей», «О реорганизации некоторых детски садов в санаторные детские сады для детей с туберкулезной интоксикацией» (ЯОПА ф.3, опись 30, дело 9, № 4,5). За самоотверженный труд в годы ВОВ многие дошкольные работники города награждены медалями «За доблестный труд в годы ВОВ» (1941-1945гг., среди них – Яблонская О.П., Кузьмина Т.А., Кугаевская А.В., и др.).
В первые послевоенные годы решались задачи восстановления и укрепления материальной базы детских учреждений, повышения уровня педагогической подготовки. Большое внимание уделялось сельским детским учреждениям. В пригородах Хатассах, Тулагино-Кильдямцах, Капитоновке открывались летние площадки.
В 1949 году принят Указ, по которому плата за содержание в детских садах и яслях низко оплачивалось, одиноким матерям плата снижалась до 50%. В 1953 году издано руководство для воспитателей, в котором более обновлено рассматривались многие вопросы воспитательно-образовательной работы в детском саду, большое внимание уделялось развитию умственного воспитания, мышления и речи, нравственному и трудовому воспитанию. Все детские сады России перешли на работу по новому руководству. На базе детских садов города Якутска проводились курсы по переподготовке воспитателей, заведующих по новому руководству. 21 мая 1959 года вышло Постановление Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшения воспитательного и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Был создан новый тип дошкольного учреждения – ясли-сад, в котором воспитание детей преддошкольного и дошкольного возраста. Перед учеными встал задача разработки новой программы воспитания в детском саду, содержание и методики воспитательной работы с детьми раннего возраста. Такая программа была создана в 1966г.
Появились ведомственные ясли-сады на 140. 250 мест, ясли-сады ЯФАН, ЯТЭС, «Якуттяжстрой». В ЯПУ-1, ЯПУ-2 подготавливали кадров по этой программе. Основными направлениями деятельности дошкольного отдела Министерства просвещения республиканского методического кабинета по дошкольному воспитанию (заведующие Трофимова О.П., Скрябина Р.Е.), городского кабинета (методисты Оксман К.В., Шамаева В.Г., Сафонова И.И., Андреева М.Г.) были следующими:
- Практическая реализация постановления ЦК КПСС, от 21 мая 1959 года. Требовалась большая организационная работа, с другой стороны обучение кадров для работы по новой программе.
- Начата активная работа по обучению русского языка в подготовительных группах якутских детских садов (д/с №№ 51,10,70). Проходили апробацию учебные пособия «Занятии по русскому языку в якутском детском саду», «некоторые вопросы организации обучения русскому языку в подготовительной к школе группе» (1978г., автор Савенкова Г.А.), на базе детских садов №№ 51,10,71 составлена была «программа обучения русскому языку».
- Большое внимание уделялось проблеме дошкольного воспитания и формирования интеллектуальных способностей дошкольников.
- РДМК и ГМК теоретически и практически разрабатывали проблемы физического воспитания с учетом климатических условий.
- Внимание руководства РДМК, ГМК привлекало в системе работы детских садов в области художественного воспитания, в частности использования произведений живописи (графика, резьба из кости, изделия из бересты, дерева, меха, с использованием произведений якутских писателей).
- Развитию научных исследований по обучению детей шестилеток в условиях детского-сада и школы (ясли-садах №2 (Жатай), №№ 10, 70 школы №№2, 23, Хатасской средней школы). Принимали активное участие в апробации программ, учебно-методических пособий.
Ядрихинская З.Н.