Статья Шелепневой С.К. «История детских садов г. Якутска»

До Октябрьской революции 1917 г. в системе народного  образования Якутской  губернии детских садов не было.     На средства благотворительных обществ или частных лиц существовали несколько приютов и детских площадок. например, в 1860 году был открыт первый сиротский приют, названный в честь матери последнего российского императора Марии Федоровны – Мариинским, который за время своего существования оказал призрение1626 детям.

В 1888 году был открыт приют для арестантских и ссыльно-поселенческих детей и 1908 году был открыт Ольгинский приют трудолюбия, названный так в честь дочери Николая-2- Ольги. Но в них воспитывались, в основном, дети школьного возраста. В 1916 г. жена местного чиновника Е.А. Кротова, работая учительницей в женской гимназии и занимаясь обучением своей пятилетней дочери, поняла, что для занятий с детьми разного возраста и подготовкой их к школе нужны с ними ежедневные занятия. Познакомившись системой воспитания Фребеля, Монтессори и Венцеля она поняла, что ни одна из этих методик не подходит к нашим условиям воспитания детей .В этом же году она обратилась к инспектору народных училищ Якутской области К.Атласову с прошением открыть в г. Якутске частную начальную школу третьего разряда для приходящих детей обоего пола, в возрасте от 7  до 10 лет, с целью обучения их грамоте и подготовки к поступлению в подготовительные и первые классы

средних учебных заведений. Обучение было платное. Плата взималась по пять рублей в месяц. Так была открыта первая школа для детей дошкольного возраста. Школа просуществовала до лета 1919 г. т.к. Кротовы всем семейством уехали в г. Ишим, к месту нового назначения мужа.

В 1919 г. по инициативе учительницы женской гимназии А.П. Широковой были открыты две летние детские площадки (в г. Якутске и в п. Марха) для детей школьного и дошкольного возраста, которые работали до 9 ч. вечера. Летние площадки имели положительный результат, т.к. у детей появлялось желание посещать их, и впервые было показано женщинам как и чему надо учить и  воспитывать детей. В период гражданской войны детские площадки работали с большими перерывами. Осенью 1920 г. при широком участии общественности открылись детские сады «Очаг», «Детский труд» и«3-й Интернационал».С 25 сентября по1октября  была организована и проведена «Неделя ребенка», где разъяснялись необходимость и суть дошкольного воспитания. Особое внимание уделялось здоровью детей. Врачи посещали детские сады, проводили профилактические осмотры. Уделялось внимание воспитательной работе. Их приучали к чистоте, правилам поведения на улице и в детском саду. С детьми проводились различные занятия, беседы, чтение сказок, рассматривание картин, заучивание стихотворений.

Проводились подвижные игры в группах и на участке, организовывались прогулки и экскурсии. Для эстетического развития проводились занятия по рисованию, лепке, конструированию из бумаги.

В  1922 г. для детей якутов открывается детский сад «Национальный». Открытие этого сада способствовало охвату якутских детей общественным дошкольным воспитанием; во- вторых сыграла определенную роль для подготовки национальных кадров для дошкольных учреждений, работающих на родном языке. Вся работа в детском саду проводилась на якутском языке; проводились игры, занятия, беседы; дети любили труд и уже в дошкольном возрасте свободно владели ножом по дереву, бересте, из которых могли делать различные игрушки. Позднее этот детский сад был превращен в опорный Якутский национальный опытный показательный сад (ЯНОПС). Заведующей была назначена Корнилова Е.Г. С большим вниманием и любовью к детям работали воспитатели Аржакова В.С., Осипова В.И. Габышева М.С., Кулаковская В.И., Сахардонова В.С., Корнилова Е.Г. Многие бывшие воспитанники детского сада впоследствии стали учеными, врачами, учителями и т.д., но всегда с бладарностью вспоминали о своих первых детских  впечатлениях,  связанных с пребыванием в детском саду. Среди них кандидаты филологических наук, доценты ЯГУ О.С.Корнилова, К.И.Платонова, Л.М.Морозова; заслуженные учителя школ И.М.Емельянова, С.И.Платонова и многие другие.

В 1923-1924 годах дошкольное воспитание в Якутске получило дальнейшее развитие. Все детские сады работали по Уставу дошкольных учреждений, утвержденного 26 июня 1924 г. Энтузиастами дошкольного воспитания в г. Якутске были А.М. Новгородова, И.Т.Неустроева, А.П.Кондакова, Т.М.Дружинина, Е.Т.Зябкина, В.И.Никонова. В1926 г. при Наркопросздраве Якутии был создан Методический Совет, в состав которого вошли: Нарком просвещения С.Н.Донской-2 (председатель), учителя: М.И. Ковинин,

И.А Рогожин Н.Е.Афанасьев, А.А.Сахарова (бывшая заведующая детским садом «Примитив»), Д.В. Муксу- нов, С.Н.Черемкин и инструктор по дошкольному воспитанию Е.А.Кротова. В задачу дошкольного сектора методического совета Наркопросздрава  ЯАССР входило:

1.Руководство методической работой дошкольных учреждений на основе директив НКП РСФСР.

2.Проработка и приспособление программно-методических материалов НКП РСФСР к местным условиям.

3.Методическая разработка отдельных педагогических вопросов, выдвинутых практикой.

4.Общее руководство делом подготовки и переподготовки дошкольных работников.

Дошкольные учреждения в этот период  руководствовались в своей работе методическими письмами, изданными Наркомпроссом  РСФСР, например, «О гигиене воспитания в дошкольных учреждениях»,

«О работе по природоведению», «Место и роль строительного материала», «Живое слово и книжка»,

«О планировании и учете» и другие.

Основными задачами в дошкольных учреждениях являлись:

— Воспитание у детей чувства любви к Родине, своему краю,

— Знакомство детей с природой, уход за цветами, домашними животными, изготовление игрушек-самоделок,

— Привитие культурно-гигиенических навыков, и навыков культурного поведения, которые переносились в семью.

Дошкольное воспитание содействовало переустройству быта якутской семьи. Характерным для дошкольных учреждений было то, что в них находились дети якутов, русских, татар и других национальностей. И поэтому важное значение приобретает интернациональное воспитание, воспитание

чувства симпатии и уважения к людям другой национальности. Воспитатели знакомили детей со сказками, поговорками, пословицами якутского народа, разучивали с ними стихи и песни поэтов и композитов русских и других народов, читали детям произведения зарубежных писателей. Все это играло положительную роль в интернациональном воспитании детей дошкольного возраста.

В 1927 г. в заложном районе города Якутска открывается детский сад «Октябрьский», организатором которого являлась Александра Васильевна Кугаевская.

27 декабря 1926г  СНК ЯАССР рассматривал вопрос «О состоянии работы по охране материнства», где ставились задачи дальнейшего расширения сети учреждений по охране материнства и младенчества.

В городе открывается санаторный детский сад для детей с ослабленным здоровьем. Наркомздраву была поручена организация детских яслей, молочных кухонь, дома матери и ребенка. Медицинские работники постоянно посещали детские сады, следили за улучшением качества питания, проводили профилактические осмотры детей, а также проводили санитарно-просветительскую работу среди населения.

В 1930 г. провели «Дошкольный поход» силами женского актива дошкольных работников города, проводился учет численности детей, изыскивались помещения для детских учреждений.

В 1937 г. расширяется сеть дошкольных учреждений, а детские площадки оставались основным типом дошкольных учреждений. В 1934 г. НКП  РСФСР утвердил программу. Это была «Программа и внутренний распорядок детского сада», в которой была сделана попытка разработки материала с учетом возрастных особенностей. Программа предусматривала воспитателю только роль организатора «среды» и ориентировала его на среднего ребенка. Все это делало программу формальной и снижало качество работы.

В 1938 г. издаются новое  «руководство для воспитателей детского сада» и «Устав детского сада». В Уставе были определены задачи учреждений  дошкольного воспитания, их структура правила организации и содержания детских учреждений, принципы комплектования. Подчеркивалось, что воспитание и обучение в детском саду ведется на родном языке.

В приложениях к руководству был дан перечень оборудования по физическому и музыкальному воспитанию, подготовлен список детских книг (по группам). Все это способствовало улучшению содержания учебно-воспитательной работы. Большое внимание уделялось задачам организации педагогической пропаганды, углубленной работе с родителями,  систематической просветительской работе среди населения, проводились вечера вопросов и ответов , дежурства родителей, организовывались родительские уголки. Большую роль сыграли центральные и местные методические кабинеты по дошкольному воспитанию. В 1938 г. разработано положение об областных и районных методических кабинетах. В их функции входило:

  1. пропагандировать работу дошкольных работников
  2. научить дошкольных работников творчески строить воспитательную работу с детьми, учитывая интересы и развитие ребенка
  3. научить воспитателей систематически обобщать опыт работы, в его оформлении. Помочь в организации пропаганды и обмена опыта
  4. усилить издание материалов, освещающих лучший опыт воспитания

РДМК дошкольный методический кабинет Наркомпроса организован в 1938 г. инспектором, а затем и методистом работала М.С. Габышева (заведующая детским садом «Национальный» 1936-1937г.), в 1938 г. – А.Е. Егорова, в 1939 г.  – Н.П. Алтухова. Первым методистом и заведующим методическим кабинетом при Наркомпросе была Любовь Федоровна Корнилова (1941 г.).

В 1941 г. в городе Якутске функционировали 16 детских садов, с охватом 972 ребенка. В первую очередь устраивались дети родителей, призванных на войну.  Коллективы дошкольных учреждений оказали помощь для строительства танковой колонны, сдав для этого от 3-х до 10-ти дневной заработной платы. Кроме этого они сдали облигаций на сумму 9345 рублей. Было собрано подарков солдатам на 336 рублей. Выслано детскими садами №№ 1, 4, 7, 2 теплых вещей на 3895 рублей. Гороно своими силами производили ремонт здания, мебели, организовывали подсобные хозяйства, участвовали в воскресниках по благоустройству города, участвовали в выгрузке угля, собирали посылки для бойцов (заведующие Грубель Сара Алексеевна д/с №3, Никонова Варвара Игнатьевна д/с №2, Дружинина Таисия Михайловна д/с №7).

О глубокой заботе и внимании к детям, несмотря на военное время, рассказывают документы того времени: «Об упорядочении снабжения продуктами питания в детских садах и яслях ЯАССР», «О своевременном обеспечении хлебопродуктами детских домов, интернатов, детских садов и учителей», «О реорганизации некоторых детских садов в санаторные детские сады для детей с туберкулезной интоксикацией» . За самоотверженный труд в годы ВОВ многие дошкольные работники города награждены медалями «За доблестный труд в годы ВОВ» (1941-1945гг., среди них – Яблонская О.П., Кузьмина Т.А., Кугаевская А.В., и др.).

В первые послевоенные годы решались задачи восстановления и укрепления материальной базы детских учреждений, повышения уровня педагогической подготовки. Большое внимание уделялось сельским детским учреждениям. В пригородах Хатассах, Тулагино-Кильдямцах, Капитоновке открывались  летние площадки.

В 1949 году принят Указ, по которому плата за содержание в детских садах и яслях  одиноким матерям  снижалась на 50%. В 1953 году издано руководство для воспитателей, в котором  рассматривались многие вопросы воспитательно-образовательной работы в детском саду, большое внимание уделялось развитию умственного воспитания, мышления и речи, нравственному и трудовому воспитанию. Все детские сады России перешли на работу по новому руководству. На базе детских садов города Якутска проводились курсы по переподготовке воспитателей, заведующих по новому руководству. 21 мая 1959 года вышло Постановление Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшения воспитательного и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Был создан новый тип дошкольного учреждения – ясли-сад для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Перед учеными встала задача разработки новой  программы воспитания в детском саду, содержание и методики воспитательной работы с детьми раннего возраста. Такая программа была создана в 1966г., появились ведомственные ясли-сады на 140. 250 мест, ясли-сады ЯФАН, ЛОРП, ЯТЭС, Якуттяжстрой. В ЯПУ-2 готовили воспитателей по этой программе. Основными направлениями деятельности дошкольного отдела Министерства просвещения, республиканского методического кабинета по дошкольному воспитанию (заведующие Трофимова О.П., Скрябина Р.Е.), городского кабинета (методисты Оксман К.В., Шамаева В.Г., Сафонова И.И., Андреева М.Г.) были следующими:

  1. Практическая реализация постановления ЦК КПСС, от 21 мая 1959 года. Требовалась большая организационная работа, с другой стороны обучение кадров для работы по новой программе.
  2. Начата активная работа по обучению русского языка в подготовительных группах якутских детских садов (д/с №№ 51,10,70). Проходили апробацию учебные пособия «Занятии по русскому языку в якутском детском саду», «Некоторые вопросы организации обучения русскому языку в подготовительной к школе группе» (1978г., автор Савенкова Г.А.), на базе детских садов №№ 51,10,71. Составлена была «программа обучения русскому языку».
  3. Большое внимание уделялось проблеме дошкольного воспитания и формирования интеллектуальных способностей дошкольников.
  4. РДМК и ГМК теоретически и практически разрабатывали проблемы физического воспитания с учетом климатических условий.
  5. Внимание руководства РДМК, ГМК привлекало в системе работы детских садов в области художественного воспитания, в частности использования произведений живописи (графика, резьба из кости, изделия из бересты, дерева, меха, с использованием произведений якутских писателей).
  6. Развитию научных исследований по обучению детей шестилеток в условиях детского-сада и школы (ясли-садах №2 (Жатай), №№ 10, 70 школы №№2, 23, Хатасской средней школы). Принимали активное участие в апробации программ, учебно-методических пособий.

Решая социальные и экономические задачи развития республики, особое внимание Управление образованием города Якутска  уделяет будущему поколению, созданию условий для их роста и развития.  2004-2006 год в нашей республике объявлены Годом детского спорта и здоровья. Поэтому сегодня мы вновь возвращаемся к проблемам раннего дошкольного образования, как основе формирования будущей личности. Предназначение дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы оказать ребенку помощь и поддержку в его стремлении узнать новое, открывая мир через опыт своих личных ощущений, действий, переживаний.

В те годы в городе общественным дошкольным образованием охвачено 76% детей в возрасте от 1,5 лет до 6 лет, в том числе детей 5-летнего возраста 78%, 6-летнего возраста 80%. Чтобы помочь родителям в создании условий для развития индивидуальности каждого ребенка, развития его способностей и, в первую очередь, формирования познавательных потребностей, а также сохранения сети дошкольных учреждений, в республике была введена обязательность посещения дошкольных образовательных учреждений детей с 5 лет. За 5 лет динамика по охвату дошкольным образованием в городе Якутске детей 5-летнего возраста, показывает тенденцию роста и стабильности, что является  высоким показателем.

 

Охват дошкольным образованием детей 5-летнего возраста по г. Якутску

 

1999    —  64 %                        2000    —  68 %                    2002        —  78 %                        2003    —  78 %

 

Количество детей ДОУ на период с 1998 по 2003 г.

 

Год 1998 1999 2000 2001 2002 2003
численность детей 6508 6898 6899 7206 7697 7783
Выполнение плана детодней 81 % 98 % 97,7 % 98 % 99 % 99,2%

Одной из тенденций развития дошкольного образования в городе является переход от унифицированной образовательной системы к вариативной.

Продолжается дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам. В системе Управления образованием г. Якутска функционируют 43 ДОУ и 8 пригородных детских садов, всего 51 ДОУ.

Спланированы по видам дошкольные образовательные учреждения, где уделяется серьезное внимание как оказанию профилактических и коррекционных услуг, так и повышению развития детей:

Виды ДОУ г. Якутска:

  • Центр развития ребенка детский сад
  • Начальная школа-детский сад
  • Детский сад ухода, присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий
  • Специальный (коррекционный) дошкольный детский дом
  • Детский сад комбинированного типа
  • ДОУ общеобразовательного вида

На базе начальной школы-детского сада № 12 и Центра развития ребенка- детского сада № 33 открыты группы кратковременного пребывания детей.

Использование вариативных программ и технологий дало возможность дошкольным учреждениям умело разрабатывать линии развития ребенка, проведена работа  по сбору информации, теоретическому обоснованию выделения каждой педагогической системы. Переход системы дошкольного воспитания из режима функционирования в режим развития во многом способствует инновационная и экспериментальная работа. Тематика экспериментальных проектов различна. На данный период в системе Управления образования г. Якутска в режиме эксперимента работают   16 дошкольных учреждений, из них ЦРР-дс № 33 ведет ОЭР АПК и ППРО РФ г. Москвы, начальная школа –детский сад № 16 «Золотинка» имеет статус республиканской ОЭП МО РС (Я), д/с № 105 «Умка» является ОЭП института дошкольного и семейного воспитания РАО г. Москва :

Опытно-экспериментальные площадки ДОУ г. Якутска

ДОУ

Тема эксперимента

1. Детский сад № 8   «Родничок» «Раннее обучение детей чтению, письму, счетупо методике Н.А. Зайцева в условиях детского сад»
2. Детский сад № 11 «Подснежник» «Школа завтрашнего дня: «Кэнчээри» Д.Ховарда
3. Начальная школа-детский сад№ 10 «Туллукчаан» «Центр развития личности ребенка и педагога «Гармония»
4. Начальная школа-детский сад№ 12 «Улыбка» «Создание групп кратковременного пребывания в    ДОУ»
5. Детский сад № 21 «Кэнчээри» 1.      «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста по программе «Развитие» Л.А.Венгера с художественно-эстетическим направлением»2.      «Обучение детей игре 100-клеточным шашкам»
6. Центр развития ребенка –детский сад № 33 «Теремок» «Научная организация труда в дошкольном образовательном учреждении»
7. Детский сад № 86 «Колокольчик» «Одаренный ребенок» по программе Л.А.Венгера
8. Детский сад № 90 «Ласточка» «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста по программе «Развитие» Л.А.Венгера с целостным комплексом физкультурно-оздоровительных мероприятий»
9. Детский сад № 105 «Умка» «Развивающая оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении»
10. Детский сад № 85 «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста посредством ценностного отношения к природе»
11. нш-дс № 16 «Философский диалог как средство формирования и развития мировоззренческих представлений детей (5-6 лет)»
12. д/с № 51 «Кэскил» «Культуротворчество в ДОУ»
13. нш-дс № 89 «Парус» «Обучение и воспитание детей по программе «Истоки» с приоритетным решением художественно-эстетических задач»
14. д/с № 56 «Пушинка»   (эксперимент внутри д/с) «Организация и совершенствование системы коррекционно-оздоровительной работы посредством художественно-творческой деятельности»
15. д/с № 13 «Светлячок»(эксперимент внутри д/с)16. д/с № 79 «Лучик»

 

«Использование нетрадиционных форм в работе с неблагополучными семьями в ДОУ»по программе Марии Монтессори

.

На традиционном августовском совещании работников образования Республики Саха (Якутия) 2002 года, посвященной Году дошкольного образования приняли участие специалисты Министерства образования России, Белорусского государственного педагогического университета, Санкт-Петербурского университета педагогического мастерства и Санкт-Петербурского отделения издательства «Просвещение». В рамках совещания  были проведены:

  • выставка «Образование — 2002», на которой представлена была деятельность дошкольных образовательных учреждений по реализации направлений Концепции дошкольного образования
  • научно-практическая конференция «Дошкольное образование: формирование базовой культуры личности»
  • круглый стол с родителями «Дошкольное учреждение и семья»

2003 год был объявлен Министерством образования РС (Я)  Годом преемственности начального и дошкольного ступеней образования, который завершился республиканской научно-практической конференцией «Достижения науки и практики в преемственности дошкольного и начального образования», где приняли участие коллеги из Москвы проректор по научно-методической работе и международной деятельности АПКиПРО РФ Чечель И.Д., и заведующая кафедрой начального и дошкольного образования АПКиПРО РФ Денякина Л.М. Работало 4 секции, где выступили по различным аспектам воспитательно-образовательного процесса и вопросам преемственности научные сотрудники МО РС (Я), НИИ нац.школ, ИПКРО, преподаватели СГПА, ПИ ЯГУ, педагоги дошкольных учреждений и школ.

 

                      Методист музея истории образования С.К.Шелепнева. 2003 год