Из истории дошкольного образования

Народный комиссариат просвещения ЯАССР в 1924 — 1932 годах уделяет основное внимание укреплению учебно-материальной базы школ и дошкольных учреждений, а также упорядочению сети народного образования Якутии. Система общественного дошкольного воспитания в России продолжала развиваться. Опре­делялись пути и методы работы дошкольных учреждений, их типы, разрабатыва­лось содержание воспитательной и образовательной работы.

В 1924 — 1932 годах дошкольное воспитание Якутии получило свое дальней­шее развитие. Все детские сады работают на основе «Устава дошкольных учреж­дений», утвержденного 24 июля 1924 года.

27 декабря 1926 года СНК ЯАССР рассматривает вопрос «О состоянии работы по охране материнства».

В результате всестороннего обсуждения СНК Якутской республики признал необходимым дальнейшее расширение сети учреждений по охране материнства и младенчества. Наркомпросздраву поручается организовать детские ясли, молоч­ные кухни, дома матери и ребенка, усилить агитационную работу по охране мате­ринства и младенчества.

В начале 30-х годов прошлого века сеть дошкольных учреждений расширяет­ся: детских площадок в целом по республике возросло почти в 26 раз, а детей в них — в 19 раз. Количество детей, охваченных всеми типами дошкольных учреждений, увеличилось в 10 раз.

В 1934 году Наркомпрос РСФСР утверждает документ «руководство для вос­питателей детского сада» и новый, переработанный «Устав детского сада». Наряду с открытием детских садов по линии Наркомпроса в Якутии начала складываться система ведомственных детских садов (Ленское речное пароходство, Холбос и др.).

Успешное выполнение трудящимися Якутии планов первых пятилеток дала возможность более высокими темпами развивать экономику и культуру в предво­енные годы, за короткое время добиться быстрого хозяйственного, политического и культурного подъема. Ведущее положение в народном хозяйстве республики по-прежнему занимала золотодобывающая промышленность. Поэтому из ведомст­венных детских садов наибольшее количество находилось в ведении «Золототранса» и «Золототреста»; детей речников обслуживали детские сады Ленского  речного и Северо-Якутского речного пароходства. В 1937 году в Якутии было уже 18 ведомственных дошкольных учреждений с контингентом — 700 детей. Перед войной, в 1941 году в, г. Якутске постоянно функционировало 16 детских садов с охватом около 1 тысячи детей.

В годы Великой Отечественной войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Было увеличено время пребывания детей в садах, ши­рокое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возникли новые типы воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, до­школьные детские дома, санаторные детские сады для детей с ослабленным здоровьем. В них дети обеспечивались усиленным питанием и постоянной медицинской помощью.

В республике функционировали 2 дошкольных и 3 детских дома сана­торного типа. Наркомпрос ЯАССР только за 6 месяцев 1941г. устроил в детских учреждениях (в садах, яслях, детдомах) 1513 детей военнослужащих, в том числе по г. Якутску — 603.

О серьезной заботе и внимании к детям, не смотря на военное время, расска­зывают документы того времени: «Об упорядочении снабжения продуктами пита­ния в детских садах и яслях ЯАССР», «О своевременном обеспечении хлебопро­дуктами детских домов и учителей» и т.п. На основе имеющихся

документов мы убеждаемся, что в 1941 — 1945 годах сеть дошкольных учреждений в Якутии продолжала медленно, но неуклонно расширяться. Так если в 1940г. было 45 дет­ских садов с контингентом 1750 детей, то на 1 августа 1945г. было уже 95 с охватом 6203 (с учетом ведомственных садов).

В первые послевоенные годы решались в первую очередь задачи восстановле­ния и укрепления материально-технической базы детских учреждений, повыше­ние уровня педагогической подготовки. Большое внимание стало уделяться стро­ительству детских садов в сельской местности и районах крайнего Севера, провоз­глашен лозунг «Каждому колхозу — детский сад».

В 1949г. принят указ, согласно которому плата за содержание детей в детских и яслях снизилась, в том числе одиноким матерям — до 50%. В 1953 году в свет выходит очередное «Руководство для воспитателей», более детально обозначившее многие вопросы воспитательной и образовательной работы в детских садах, раз­витие умственного, нравственного и трудового воспитания.

После выхода постановления Совета министров СССР от 21 мая 1959 года «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшения воспитательного и медицинского обслуживания детей» создается новый тип до­школьного учреждения — ясли — сад для воспитания детей преддошкольного и до­школьного возрастов.

В 60 — е годы с развитием промышленности в республике появляются множес­тво ведомственных яслей-садов. Почти каждое крупное предприятие или отрасль народного хозяйства имеют собственные дошкольные учреждения, в числе первых — детские сады ЯФАН, ЯТЭЦ, «Якуттяжстроя».

В 1980 году в г. Якутске было 85 дошкольных учреждений, из них: 24 относились к горОНО охват детей- 3284, 61 – ведомственных — 8661детей. Всего охват детей — 11.955.

В 1983 году охват детей дошкольными учреждениями составлял:

детскими садами горОНО — 3430,

ведомственными — 9839. Всего 13.269 детей.

К сожалению, в постперестроечные годы систему дошкольного образования, города, как и по всей стране, поразил тяжелый кризис. Из-за бедственного финансового положения многие ведомственные ДОУ оказались вынужденно закрыты.

За 1994-1995 г.г. переданы в ГУНО 10 ведомственных ДДУ, ликвидировано 8 ДДУ, если раньше ведомственных было в 3 раза больше, чем в ГУНО, то в 1995 г. Стало в ГУНО-44, ведомственных-25. С 1990 г. За 5 лет в г.Якутске закрыто 24 ДДУ.

В 2005 году осталось 7 ведомственных ДОУ:

Главпочтамт – Детский сад №37,

Управление гидрометеорологии – Детский сад №41,

Институт мерзлотоведения – детский сад №42,

Госкомитет РС(Я) по ВШ и НТП – Детский сад №43,

ЯТЭЦ – Детский сад №84 «Искорка»,

Детский сад №100,

Детский сад №88.

Ведомственные детские сады сыграли огромную роль в оздоровлении и воспитании сотен тысяч детей, в педагогическом просвещении и занятости родителей, сохранении генофонда и семей.

Ядрихинская З.И.