image007

Был яркой личностью и грамотным руководителем, имевшим высшее пед. образование. Он родился в 1905г. в Мальжегарском наслеге Западно-Кангаласского улуса Якутского округа в семье крестьянина-бедняка. С 1917 по 1924гг. учился в четырехклассной школе, затем окончил семилетку, в 1930г. – Якутский педагогический техникум. С 1930 по 1934гг учился в Иркутском пединституте. С 1934г по 1937г работал в Наркомате просвещения в должности заместителя директора Института повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО). С июня 1937. По 1940г работал заведующим Якутским гороно.В период его заведования продолжалась ответственная работа по ликвидации неграмотности. Тогда в Якутске было учтено 402 неграмотных и 365 малограмотных взрослого населения, из которых обучением было охвачено только 465 человек, что составило 60% от всего количества.Декретом Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1939г устанавливалась следующая система школьного образования: начальная школа -–1-4 классы, неполная средняя – 1-7 классы, средняя – 1-10 классы. Продолжалось создание политехнической школы, сочетающей общее и политехнической образование и обучение, производительный труд.Через полгода работы Н.И. Кирова в должности заведующего гороно на пленуме Горсовета был рассмотрен вопрос «О состоянии ликвидации неграмотности по г. Якутску». В этой кампании роль учительства была неоценима.

image008

Но Пленум отметил и срыв выполнения плана завершения ликвидации неграмотности за 1937г. и обязал гороно «завершить полную ликвидацию неграмотности к 1 сентября 1938г».для этого нужно было открыть в Якутске дополнительно 6 школ взрослых. Также было предложено в декадный срок организовать кустовые методические объединения учителей школ взрослых.По представлению Кирова были представлены к премированию учителя, передстояла задача обеспечения квартирами приглашенных из центра учителей. Заведующий гороно сам инспектировал школы и писал справки. Был очень грамотным, скрупулезно и адресно указывавший конкретные недостатки и пути их устранения. В отличие от ранее работавших заведующих гороно Киров Н.И. указывал конкретные фамилии учителей, допустивших пробелы в работе.Обеспечение школ квалифицированными педагогическими кадрами, учебно-методическими пособиями, укрепление материально-технической базы учреждений образования и другие серьезные вопросы лежали на плечах немногочисленного аппарата гороно.Н.И. Киров всегда имел свое суждение, видение пробдем школы и часто вступал в конфликты с вышестоящими организациями. По тем временам это считалось совершенно недопустимым явлением.

В те годы исключительно серьезное внимание руководителей Наркомпросздрава и горпросздрава было обращено к вопросам аттестации учителей, начатой еще в 1936г., целью которой было «выявление преданных делу народного образования педагогов», повышение их педагогической квалификации. Многие тогда лишились звания народного учителя.В 1939/40 уч.г. в городе работало 16 школ, в том числе начальных – 6, неполных средних – 6, средних школ –4. По сравнению с предыдущим учебным годом это было на две школы больше. Классов-комплектов числилось 280.Свои годовые отчеты Н.И. Киров составлял весьма критически. К примеру, он был беспощаден к допущениям отсева.В тот год в г. Якутске учебой не было охвачено 208 детей школьного возраста. Из 255 учителей города 49 не имели соотвествующего образования, из которых 9 не прошли аттестацию. На заочное отделение пединститута записалось 25 человек, в вечернем педучилище учились 8 учителей. Годовая успеваемость составила 74,6%.В том году из центральных вузов прибыло в Якутию 75 учителей, из которых 28 остались в городе.Вопросами методической работы руководил сам заведующий гороно. Сохранился план организации методической работы на январь-март 1939-1940 уч.г. планом были предусмотрены общегородские предметные и поклассные, кустовые методические объединения. Николай Иванович был тесно связан с методической работой с 1934г., когда работал заместителем директора ИПККНО при МП ЯАССР.Н.И. Киров был одним из образованных и требовательных руководителей системы образования и методической службы республики, стоявших у истоков их становления и развития.Борьба за грамотность, оздоровление быта, санитарно-гигиенических условий жизни, введение всеобуча, организация горячих завтраков, культпоходов комсомольцами-учителями. Активно велось строительство школ, которые обеспечивались оборудованием, учебниками и программами.В 1941-1944гг работал консультантом парткабинета Якутского горкома партии. Секретарем Орджоникидзевского райкома партии, инструктор ОППА ОК КПСС.1944-1945гг. – заведующий отделом школ Якутского райкома КПСС, лектор ОК КПСС.1950-1953гг. начальник управления по делам искусств при Совете министров ЯАССР.1953-1959гг. – лектор ОК КПСС.1958-1964гг. – помощник секретаря Якутского ОК КПСС.1964-1970гг. – старший инженер по кадрам треста «Якутсельстрой».Николай Иванович избирался в выборных органах Якутской ОК КПСС в 2-х созывах, Орджоникидзевский ОК КПСС, Намский РК КПСС, Намский райсовет депутатов трудящихся.Имеет правительственные награды: медали «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945гг», «За трудовое отличие», Почетные грамоты президиума Верховного Совета ЯАССР, «Ветеран труда».Жена Софронова Мария Афанасьевна работала в Институте национальных школ. 5 детей: Феликс – врач-хирург, Лора – преподаватель в университете, Зинаида – институт космофизики, Леонид, Наталья окончили ЯГУ.

ф. 693, оп.1, д. 24.Состав сотрудников гороно  на май 1941г.

И.о. зав. Бельский Н.И., зам.зав. Озеркова А.А., школьный инспектор –Мозгалина  А.А., Пухов Л.М., дошкольный инспектор- Шеметова М.Е, инспектор ликбеза -Котельников П.И,техник – строитель -Макаров В.Г.,

гл. бухгалтер–Львов П.Г., ст. бухгалтер — Кондакова П.Г. делопроизводитель – статист -Бухарова А.И.Начальные школы — № 11, 12, 13, 14.                     Учителей – 32 чел.                             Неполные средние — № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 15,16,17.Учителей – 146 чел.Средние школы —     № 7, 8, 9, 10.                        Учителей – 110 челШколы взрослых – при № 1, 2.                            Учителей – 28 чел.Детские сады – 29.     Детская комната при школе №2.                                              Школа по ликвидации безграмотности при школе № 7. Учителей — 21 чел.Всего школ – 17. Учителей – 316 чел.Премии за показатели успеваемости и посещаемости  вручены – 6 учителям