image011

Родился в Симферополе, в Крыму, в семье музыканта. Первое образование, музыкальное, получил в семье. После окончания школы поступил в Крымский педагогический институт имени М.В. Фрунзе, который окончил в 1927г и до 1934г работал в органах образования Крыма методистом.В 1934г. Наркоматом просвещения РСФСР был направлен на работу в Дальневосточный краевой отдел образования. Работая школьным инспектором, Илья Львович помог многим отдаленным школам Хабаровского края значительно повысить методический уровень работы, помогал этим школам пополнить библиотечный фонд художественной и методической литературой.В сентябре 1939г. наркомат просвещения РСФСР направляет И.Л. Гутина, зарекомендовавшего себя хорошим работником, на работу в ЯАССР.Во время нахождения в г. Алдане по пути в Якутск приказом министра просвещения был оставлен в Алданском округе. Это направление было связано с тем, что накануне в кадровых назначениях округа были допущены ошибки: директорами школ назначали лучших учителей, но не всегда лучший учитель мог организовать работу коллектива и решать массу хозяйственных задач. И это сразу сказалось на работе школ и на образовательном процессе в целом.Несмотря на молодость, Илья Львович был назначен руководителем отдела образования Алданского округа и проявил себя умелым организатором. Он внимательно изучил состав руководителей школ, со многими неоднократно встречался на месте их работы. Особое внимание он уделил повышению квалификации директоров школ и подготовке резервов руководящих кадров в школах. Это сразу настолько улучшило показатели работы школ округа, что в апреле 1940г И.Л. Гутин был отозван из г. Алдан в Якутск и назначен инспектором Управления школ Наркомпроса ЯАССР, а в августе для укрепления работы Вилюйского педагогического училища приказом наркома просвещения ЯАССР №448 был назначен его директором.В это время он оказался единственным преподавателем музыки в училище. Выпускники 1942г. вспоминали о том, что И.Л. Гутин был первым, кто познакомил их с музыкальной классикой. Реорганизация училища, создание и усиление учебной базы в предвоенные годы и в начале войны сразу же сказались на жизни училища. Имеющаяся база и в том числе наличие учебного стрелкового оружия позволило проводить при педучилище начальную военную подготовку жителей г. Вилюйска, которая велась ежедневно в вечернее время в течение трех часов.В военные годы коллектив училища, как и вся страна, столкнулся с неимоверными трудностями выживания. В это время многие студенты были либо из малообеспеченных семей, либо сиротами. Поэтому, построенная по инициативе И.Л. Гутина, столовая закрытого типа для студентов и педагогов училища и получение фондов на продукты питания в суровые годы войны позволили многим студентам просто выжить. За стипендию студент мог в столовой два раза нормально питаться. В это же время под руководством Гутина для педагогического училища была построена баня, в которой раз в десять дней проводилась обработка одежды против вшей, являвшихся в военные годы просто бичом. Получение «тройки» лишало студента стипендии, поэтому преподаватели собирали деньги для сирот, но никогда не завышали оценок.Жена директора Анна Иосифовна Кандрусик преподавала в училище русский язык и литературу.В феврале 1942г приказом Наркомата просвещения республики И.Л. Гутин был назначен начальником Управления школ ЯАССР, а в декабре 1943г. назначен заведующим городским отделом народного образования г. Якутска. В январе 1944г. он был призван в ряды РККА, а после военной подготовки назначен членом коллегии Наркомпроса Якутии и одновременно продолжает работать заведующим гороно.В годы войны в г. Якутске расширялась сеть школ, интернатов, повышалось качество преподавания, укреплялась учебно-материальная база школ. Учительство успешно справлялось с возложенными на него ответственными задачами по воспитанию и обучению подрастающего поколения. В 1944г 5 школ, 15 учителей и 81 школьник г. Якутска были награждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР, ЦК и обкома ВЛКСМ. Повсеместно организовывались горячие завтраки в школах. В 1943/44 уч.г. Владимирская начальная школа Якутского района обеспечивала детей бесплатными завтраками за счет урожая пришкольного участка.В истории образования незабываемы даты 10 января и 21 июня 1944г., ознаменованные введением цифровой пятибалльной системы оценок знаний, умений и поведения учащихся, опубликованием Постановления СНК СССР «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школах», согласно которому для учащихся, оканчивающих начальную и семилетнюю школу, была установлена обязательная сдача выпускных экзаменов, а для учащихся, оканчивающих среднюю школу – сдача экзаменов на аттестат зрелости, награждение золотыми и серебряными медалями.И.Л. Гутин, будучи заведующим Якутским гороно, отечески заботился не только об учащихся, но и о учителях. В фондах национального архива РС (Я) сохранилось его письмо, адресованное заместителю председателя Якутского горисполкома, датированное 12 января 1944г., в котором выражалась озабоченность руководителя о своих подопечных в трудное военное время: «Среди вопросов, поставленных перед горисполкомом, мною был поставлен вопрос и об обеспечении учителей горячими завтраками вместе с учащимися… Но в ближайшее время необходимо решить и вопрос о снабжении учителей хлебом через школьные буфеты. Ибо полусуточные дежурства в очередях пагубно отражаются не только на здоровье учителей, но и их работе. Решение вопроса мы видим в уточнении числа работников школы и их иждивенцев и обеспечении их хлебом по карточкам… Облегчить бытовые условия учителей, особенно теперь, во втором, решающем полугодии жизненно необходимо».В 1946г И.Л. Гутин был направлен в распоряжение Министерства просвещения РСФСР, проводил работу по организации детских домов на разоренной войной территории Брянской области. А позднее в этом же году переехал на Украине, где до 1951г. работал завучем Красноармейского детского дома Донецкой области, с 1951 по 1953гг. – инспектором школ гороно г. Красноармейска. С1953г по 1969г. работал директором средней школы рабочей молодежи №1 г. Красноармейска. В это время создает в городе первую музыкальную школу, впервые организовал бесплатные курсы для поступающих в высшие учебные заведения страны.В 1969г. по приглашению бывших коллег и друзей снова приезжает в Якутию и до 1976г. работает директором Мархинской средней школы г. Якутска.По стопам отца пошел его младший сын Леонид. В детстве увлеченный рассказами отца о Якутии он в 1969г. приезжает работать учителем русского языка и литературы в Вилючанскую среднюю школу Сунтарского улуса и с тех пор прошел путь от учителя сельской школы до руководителя одной из школ г. Якутска. Из своего 35-летнего стажа педагогической работы сын наполовину его проработал в отдаленных наслежных школах республики.