image009

Родилась в 1893г. в семье политссыльного в г. Киренске Иркутской области. Детей было 10 человек, семья жила в постоянной нужде, стесненно, но очень дружно. Пребывание среди ссыльных, их влияние положительно сказались на воспитании и развитии детей. В 1909г. А.П. Расторгуева окончила Киренскую женскую гимназию, прогимназию с педагогическим уклоном и получила звание народной учительницы. Но получить работу оказалось не так просто: «Вы политически неблагонадежны по отцу и по той среде, в которой находитесь», — заявил инспектор народных училищ. Наконец, было получено назначение в политехническую школу. В 1924г А.П. Расторгуева по приглашению Накркомпроса ЯАССР приехала в Якутск и была назначена учительницей школы-практикума при Якутскомпедтехникуме, и одновременно преподавателем методики преподавания математики на старших курсах техникума. Агния Петровна вместе с другими опытными учителями школ г. Якутска организовала методический кружок учителей. Здесь планировали учебно-воспитательную работу, разрабатывали комплексы, организовывали взаимное посещение уроков, просматривали ученические работы. Из этих кружков в 1925г. был создан при Наркомпросздраве ЯАССР методический совет. В 1933 по 1937гг А.П. Расторгуева находилась на выборной работе в областном профсоюзе учителей. Работая в союзе, она возглавляла методическую работу учителей города. В 1937/38гг была назначена заведующей начальной школой №5. С 1940 по 1944гг Агния Петровна – заведующая Якутскимгороно. Очень много сил и энергии вкладывала в улучшение материальной базы школ, детских садов, занималась вопросами патронирования, усыновления и определения детей в детские дома – в те тяжелые годы много детей остались сиротами, руководила работой по повышению педагогической квалификации учителей.В 8 начальных, 7 неполных, 2 средних школах обучалось 7718 учащихся. В них работали 255 учителей. Из контингента учителей было 98 мужчин, с высшим образованием – 35 человек. Требовалось еще 11 учителей, 3 директора и 9 завучей.

image010

Работники просвещения первыми получившие звания «Заслуженный учитель школ ЯАССР» и Почетные Грамоты Президиума Верховного Совета ЯАССР в 1940-х годах.Слева направо1 ряд: Коммунаров Ким Алексеевич (Попова Мария Яковлевна?), Иванов Тит Софронович, Муксунов Дмитрий Васильевич – 9 шк., Козлов Иван Иннокентьевич, Дмитриев Алексей Васильевич (Постников Николай Иванович). 2 ряд: (Рукавишникова Агриппина Яковлевна?), Аммосов Петр Васильевич, Комаренко Лидия Елисеевна, Винокуров Илья Егорович, Припузова Елена Константиновна, Чемезов Василий Назарович, Афанасьев Николай Егорович, Анисимов  Петр Алексеевич. 3 ряд: Винокуров Федот Егорович, Корякин Павел Иванович, Винокуров Иван Иванович, -?, Антипин Алексей Георгиевич, Капитонов Афанасий Васильевич, Федоров Георгий Георгиевич, Романов Михаил Павлович, Самсонов Парфений Никитич, (Николаев Алексей Андреевич?),  Бессонов Георгий Евдокимович,  — ?.                  4 ряд: Харитонов Лука Никифорович, Ефремов Степан Павлович, Афанасьев Петр Васильевич, Кочнев Пантелеймон Иннокетьевич, Шадрин Панкратий Иванович, -? (Игнатьев Василий Семенович?).

От 16.12.1941года  выписали по разнарядке РЭП Якутского  управления НК связи  для учителей города:Учительская газета – 32 экземпляра. Советская педагогика – 17. Правда – 20.Известия – 20.Комсомольская правда – 5.Социалистическая Якутия – 100 экз.Кыым – 10.Под знаменем марксизма – 1.Исторический журнал – 4.Пропагандист – 3.Большевик – 3.Спутник агитатора – 3.Работница – 15.Огонек – 3.Крокодил – 10.

29 сентября 1941г. была введена в эксплуатацию школа №8, строительство которой началось в 1938г. это было строительство первого двухэтажного каменного дома по улице Октябрьской (ныне пр.Ленина) на столбчатом фундаменте. Открытие школы было для города большим событием в военные годы. В эксплуатацию также вошла деревянная школа на 280 мест по ул. Дзержинского.В 1941/42 уч.г. открылась начальная школа №8. В ней тогда обучалось 343 ученика в 10 классах-комплектах, работали 12 учителей.Подчиняясь требованием военного времени, учителя приступили к коренной перестройке учебно-воспитательной работы. Всеми школами республики был подхвачен призыв учителей школы №9 г. Якутска – «Добиться лучшей успеваемости»! В 1941/42 уч.г. общегородским соревнованием были охвачены все школы, классы, учителя и учащиеся. Основным содержанием социалистических обязательств были:А) борьба за повышение успеваемости и дисциплины;Б) помощь в укреплении обороны Родины;В) оборонная работа (сдача норм ГТО, БГТО и др.)Г) внеклассная и внешкольная массовая работа.По итогам соревнования по успеваемости в городе занимала первое месте неполная средняя школа №7. в школах были организованы кружки по военному делу и другим предметам.2 июня 1941г. вышло Постановление СНК СССР «Об обязательной всеобщей подготовке населения к противовоздушной обороне». Многие учителя прервали уроки и изъявили желание защищать Отечество. Среди них были передовые учителя, руководители школ, работники аппарата гороно, наиболее трудоспособные и квалифицированные люди.Тяготы войны привели к увеличению числа детей-сирот. В годы войны был организован 21 новый детский дом с охватом 1845 детей.Учителя и учащиеся г. Якутска принимали самое активное участие в организации эшелонов подарков бойцам Красной Армии. В Якутске в начале войны появились первые тимуровские отряды. Заметно повысилась общественная активность комсомольцев и пионеров. Ярким проявлением патриотизма стала добровольная финансовая помощь учительства государству. Школами города была проведена значительная работа по сбору средств в фонд помощи детям фронтовиков и Красной Армии.С 1 сентября 1943г. введено раздельное обучение мальчиков и девочек в 1-10 классах всех неполных и средних школ.В военные годы в школах города вводился единый военный день, проводились военно-спортивные праздники с показом военно-спортивных достижений школ города, строевые маршировки с макетами, винтовками, противогазами и т.дУчительство Якутии с первых же дней Отечественной войны приступило к перестройке всей учебно-воспитательной работы, подчиняя ее интересам и требованиям военного времени.В эти тяжелые годы школы работали стабильно: были организованы подвоз детей, бесплатное горячее питание, обеспечение одеждой; открывались детские дома для сирот и детей фронтовиков.Проводилась большая работа по опекунству и усыновлению детей-сирот. Не прекращалась работа по ликвидации неграмотности.Стали организовываться школы рабочей  и сельской молодежи. В ноябре 1941г. в г. Якутске были организованы ремесленное училище и школа ФЗО. Была введена пятибалльная система оценки знаний учащихся, осуществлялось всеобщее обязательное обучение детей. Учителя в свободное от учебных занятий время работали на колхозных полях, на рудниках, собирали средства для обороны страны, организовывали подарки воинам и командирам Советской Армии, проводили агитационно-массовую работу среди населения. В начале 1943/44 уч.г. заслушав доклад заведующей гороно А.П. Расторгуевой о проекте школьной  сети в связи с раздельным обучением мальчиков и девочек, Горисполком вынес решение:1. открыть в местности  Сайсары  начальную школу  на 80 мест для якутских детей.2. преобразовать начальные школы №12 в местности «Хатын Талах» и №13 на Даркылахе в неполные средние школы.6. утвердить по г. Якутску на 1943/44 уч.г. 17 школ, из которых начальных – 2, неполных – 13, средних – 2, в том числе якутских – 3, 1 польская, русских – 13, смешанных – 4, мужских – 6, женских – 7». Помимо вышеназванных в г. Якутске работали школы взрослых, подростков, слепых, глухонемых детей и тубсанаторий.С 1945 по 1952гг Агния Петровна Расторгуева работала в школе №5 учительницей, заведующей, а после реорганизации ее в семилетнюю – директором.43 года – таков педагогический и руководящий стаж Агнии Петровны. Весь ее жизненный путь является замечательным примером для каждого педагога, отдающего свои силы на благо просвещения.