Баланов иван Дмитриевич

Родился 24 февраля 1889г в Уолбинском наслеге Таттинского улуса. С 1917г. жил в г. Якутске: был рабочим, воевал в отряде А.С.Рыдзинского, занимался продразверсткой, был солдатом ЧОН, морзистом агентства почты-телеграфа. В 1924-1929гг. работал в газете «Кыым» секретарем, заместителем редактора, затем редактором.

16 марта 1929г. назначен заведующим отделом народного образования Якутского горисполкома. Иван Дмитриевич показал себя талантливым, грамотным, требовательным руководителем, развернул большую работу по развитию народного образования в г. Якутске и республике. В 1929г.-  в штате были 1 инспектор со, средним образованием стажем 4 года и деловод Игнатьев Н.Н.И.Д. Баланов в отчете гороно за 1930/31 уч. г. сетовал на плохие условия работы так: «Гороно с горздравом имеют одну маленькую комнату, где работают заведующий, 3 инспектора, статистик, секретарь, городской санитарный врач с помощником. Комната еще служит проходной для многочисленных посетителей торгового отдела… Нет даже телефона».Инспектором  по школам  был Муксунов Дмитрий Васильевич. В городе обучалось 2318 детей. В конце 1930г. переданы  в ведение гороно 7 пригородных школ (Мархинская, Маганская, Кильдямская, Павловская, Табагинская, Владимирская, Хатасская).Впервые в 1929/30 уч.г. в г. Якутске была организована общеобразовательная школа для взрослых II ступени на 35-40 человек.

Политехнизация школ была одним из основных направлений деятельности гороно.  Гороно заключал договор с производственными предприятиями, где 300 учеников пяти школ проходили производственную практику. В созданные объединенные мастерские было собрано 484 наименований инструментов, отремонтировано 114 предметов мебели, 510 игрушек, за год проведено 26 производственных экскурсий, проводились беседы о политехнизации. В 1930г. Наркомат просвещения совместно сгороно провел курсы учителей по политехнизации с производственной практикой на предприятиях. Также в школах была проведена детская политехническая конференция.

1930г. произошло отделение гороно от горздрава,

В 1930/31 уч.г. быстрыми темпами в Якутске развертывалось всеобщее начальное обязательное образование с 8 до 11 лет. На плечи учительства была возложена ответственнейшая задача – ликвидировать неграмотность населения от 16 до 40 лет.. Обучалось в ликпунктах и группах 1181 человек. Индивидуальным обучением охвачено 413 человек.Было создано общество «Долой неграмотность!» (ОДН), начато осуществление семилетнего всеобуча. По даннымгороно от 09.11.1931г городских и пригородных школ было 16, из них I концентра – 13, II концентра – 3; всего учащихся – 3520 человек.Бюро Якутского горкома ВКП(б), заслушав 12 апреля 1931г. доклад заведующего гороно И.Д. Баланова «О ходе всеобуча и ликбеза по г. Якутску», отметило «почти полный охват детей и подростков школами (98%), обеспечение бедных детей теплой одеждой и обувью, устройство горячих завтраков для учащихся путем мобилизации средств родителей, значительные сдвиги в области политехнического воспитания, по ликвидации безграмотности, перевыполнение контрольной цифры Наркомпроса…» Много сил И.Д. Баланов вложил в дело введения всеобщего начального обучения. Параллельно решал вопросы здравоохранения и культурного строительства. В семи школах II впервые с 20 августа 1931г. в качестве обязательного предмета в программу были включены военные дисциплины, Выдано 290 стипендиатам 29650 рублей

Три детских сада обслуживали 250 детей. В детприемнике содержалось 20 детей. В ведении гороно работали театр, кинотеатр и два клуба.В 1930г в Якутске были, четыре детсада, двое яслей и т.д.В 1931г. в городе работало уже пять детских садов: три гороновских, к которым присоединились два ведомственных (строителей и кожзавода) с охватом 290 детей.

В пригородных районах существовали восемь школ и три избы-читальни.

Период заведования И.Д. Баланова был сопряжен с еще одним важным событием – якутизацией. Весной 1931г. были открыты курсы якутизации. Якутский язык был введен во всех школах г. Якутска с 3-ей группы (класса) как обязательный предмет с отведением по 2 часа в неделю.находились в ведении гороно 9-месячные курсы якутизации, всего курсами было охвачено 800 слушателей

остротой выдвигала задачу своевременного и интенсивного проведения подготовительных мероприятий, в частности составления и издания учебников на национальном языке.

В городе начался переход на создание и издание учебников и учебных пособий на якутском языке. В 1934г. вышел первый учебник завуча неполной якутской средней школы №5 Николая Васильевича Егорова ««Книга для чтенияЭто было последовательным преподаванием на двух языках: в семилетках – на родном; в 8-9-х – на русском.

Впервые 16 сентября 1931г. на совещании заведующих школами I концентра был заслушан вопрос «О комплектовании школ по национальному признаку». Было решено 5-ю школу укомплектовать русским составом детей и вести преподавание на русском языке, 3-ю школу укомплектовать якутским составом детей, открыв 10 группу. В эту школу принять учеников, учившихся в бывшей ЯНОПШ и 3-й.

И в те годы остро стоял вопрос об озеленении древонасаждениями г. Якутска. Было принято решение: «1) силами учащихся и педагогов городских школ и техникумов провести древонасаждение в городском сквере; 2) при каждой школе разбить палисадники с количеством деревьев не менее 20 корней; 3) весь процесс работы по пунктам 1 и 2 увязать с программными материалами в качестве элементов политехнизма».

Помимо Горпросздраву было вменено в обязанность проводить работу по посевной кампании, даже по борьбе с  вредителями полей, что имело немаловажное по тем временам значение.

Все школы отапливались дровами. Конечно, и это осложняло работу гороно. Частенько вовремя не обеспечивался завоз дров, ремонт школьных печей. В школах царил низкий температурный, не соответствующий санитарно-гигиенический режим. Все эти вопросы нужно было решать кардинально. Помимо хозяйственно-организационных вопросов в центре внимания заведующего И.Д. Баланова стоял кадровый вопрос. Обеспеченность квалифицированными кадрами была крайне слаба. В плане работы Якутскогогороно на 1930/31 уч.г. 12 пункт гласит: «Участвовать в организации курсов переподготовки работников просвещения», в пункте 14 говорится : «Подготовить кадры для детских площадок».

мая 1931г. организация школьной учебно-показательной выставки, где должна была участвовать каждая школа. Выставка должна была антирелигиозное и интернациональное воспитание;

детское коммунистическое движение;

  • политехнизацияшколы;
  • общественно-полезнаяработа;
  • вопросысамоуправленияучащихся;
  • военизация;
  • формыучетаучащихся;
  • ударничество и социалистическоесоревнование.

Велся строгий учет итогов трудового и материального участия родителей и трудового населения Якутска в деле помощи школе.

И.Д. Баланов только за 1930/31 уч.г. он написал большие статьи на злободневные темы в газету «Автономная Якутия»: «Объявляем культпоход для ликивидации безграмотности по г.Якутску», «Пути ликбезпохода в городе» Якутске», «дезертир с культурного фронта», «Бездеятельность общества «Долой неграмотность», «Развернуть дошкольных поход, обеспечить ликвидацию неграмотности», «Бороться за качество».

В 1932/34гг. И.Д. Баланов работал директором Якутской национальной библиотеки. В 1934г.  Иван Дмитриевич получил назначение на работу в Якутском представительстве в Москве.