Андреев Георгий Федорович

Андреев Георгий Федорович заведовал гороно с мая 1928г. В архиве имеется документ Ф- 60, оп.-1 , д-1676,л-31 .

Заведовал гороно 1928/29. Состояние народного образования в г. Якутске по линии Соцвоса за отчетный год характеризовалось следующими основными данными по результатам проверки Методсовета НКПЗ:

  1. Школ 1 ступени 1 концентра было 6, 1 ступени 3 концентра – 1 и 2 пятые группы при 3 советской школе.
  2. Учащихся по школам 1 концентра всего 1818 человек; из них 565 (60%) детей бедняков, середняков – 359 (38%). Всех детей школьного возраста 8-12 по г. Якутску в 1929г. было 1321 человек; из них охвачено школой 1100 детей (88,2%), 7-летних детей – 198; из них в школу поступило 86 человек.
  3. Состав учащихся школ 2 концентра (4-7 классы) всего 415.
  4. Состав учителей: всего 62 человека, из них 25 мужчин, 37 женщин, с низшим образованием – 9 человек, со средним – 36, со средним специальным – 14 и с высшим образованием – 3 человека.
  5. Общий бюджет народного образования по городу на последние три года (1926/27, 1927/28, 1928/29 уч.гг.) выражался соответственно 155618, 190327, 248621 рублями. Таким образом рост бюджета за последние два года составил 18,3% и 23,5 % соответственно.
  6. Обеспеченность школ посадочной мебелью для учащихся составляла 71,5%.

Наиболее яркие положительные моменты в работе гороно и его учреждений в те годы:

—          тесная увязка работы гороно и его учреждений в работе секции Горсовета;

—          усиление работы Деткомздравбыта. За 1928собрано 1889 рублей, за 1929г. – 297 рублей 47 коп. Средства главным образом расходовались на питание детей и материальную помощь беднейшим учащимся. В будущем работу Деткомздравбыта планировали распространить на обслуживание улусных школ;

—          удовлетворительная постановка работы комсодов. По всем семи комсодам собрано средств на 2517 руб 12 коп. Работа комсодов главным образом была направлена на изыскание средств для организации горячих завтраков учащихся. Горячие завтраки были организованы во всех школах;

—          некоторая активизация родительских собраний. Количество групповых родительских собраний по каждой школе от 8 до 10;

—          если стипендиальный фонд в 1928/29 уч.г. составлял 9150 рублей, то в 1929/30 уч.г. он составил 31400 рублей. В среднем на одного учащегося обеспечение выросло с 5 рублей 27 коп.до 18 рублей 15 коп;

—          начата постройка русско-татарской школы;

—          вложено 6000 рублей из несметных сумм Горсовета на оборудование школьных кабинетов;

—          удовлетворительный кадр пионерского и комсомольского состава учащихся. По школам 1 концентра пионеров 471, комсомольцев – 12 человек (38% всего состава учащихся); 2 концентра – членов КСМ – 71 человек, пионеров – 64 (32,5% всего состава учащихся).

Наряду с указанными весьма существенными и значительными достижениями, нельзя было пройти мимо ряда недостатков и слабостей в общей работе гороно и его учреждений, выявляющихся из основных показателей отчета. К таким недостаткам было отнесено:

«…2. Из 1587 учащихся 1 ступени до конца учебного года выбыло 191 человек (12%). Нужно изучать причины отсева и принимать соответствующие меры.

  1. по отдельным школам процент второгодничества чрезвычайно высок. По пяти группам совшколы этот процент доходит до 27, в РТШ (русско-татарской школе) – 22%, тогда как по совшколе – 9,5% второгодников, 4 совшколе – 9% и т.п.

…5. Неблагоприятным нужно считать политический состав учительства. На 62 человека педагогического состава нет ни одного партийца и комсомольца.

В отчете по работе комсомольской и пионерской организаций и состояния здоровья учащихся нет анализа причин второгодничества и отсева, нет данных о самообразовательной работе учительства.

Как особое интересное явление в работе гороно и его школ нужно отметить наплыв учащихся из улусов и наличие некоторого количества учащихся из-за пределов ЯАССР. За отчетный год количество учащихся из улусов сотавило 280 человек. Улусные учащиеся отставали от городских, т.к. работали по другим программа. Гороно надо заняться изучением и правильным обслуживанием учащихся, съезжающихся из улусов.

Методсовет НКПЗ (Наркомпросздрав) в виде частных пожеланий рекомендует гороно следующее:

  1. Добиваться в предстоящем учебном году отведения из коммунального фонда Горсовета лучших зданий для 1-ой и 5-ой советских школ.
  2. Разработать вопрос о введении трудовых политехнических процессов в школах города. В связи с введением труда в школах нужно планировать организацию объединенных мастерских для нескольких школ. Например, РОПШ (русская опытно-показательная школа) и 2-я совшкола могут иметь одну объединенную рабочую комнату, также могут объединиться и 3-я и 4-я советские школы.

…4. При проведении непрерывных недель в школах в освободившихся помещениях необходимо отвести комнату для занятий клубно-кружковой работой учащихся и по физкультуре.

  1. надо организовать при школах площадки для игр с возможным оборудованием….
  2. наличие в школах детей многих национальностей, а также наличие среди детей национализма и шовинизма, выдвигают необходимость заострения внимания администраций и педагогов школ вопросам интернационального воспитания.
  3. В 1929/30 уч.г. особенно тщательно провести мероприятие на тему «Социально-классовая направленность в работе школ.

Этот архивный документ ярко характеризует недостатки и успехи в системе образования г. Якутска в конце 20-х годов ХХ века.

В 1927/28 уч.г. гороно также курировал так называемые школы специального образования и школы повышенного типа, которых было десять.

Заработная плата учителей 2 концентра составляла 85 рублей 50 коп.учитель, он же зав. школой  получал дополнительно 50% основного оклада жалованья. Сторож школы получал 24 рубля, учитель 1 концентра дополнительно 50% оклада (из отчета НКПЗС ЯАССР о состоянии народного образования на заседании ЯЦИК и СНК).

1928 г. известен как год чистки учреждений от «социально-чуждых и примазавшихся элементов. Комиссия наркомата РКИ ЯАССР в декабре 1928г. установила, что «лиц, подлежащих чистке как социально-чуждые элементы, по учреждениям просвещения Якутского горсовета не обнаружено». Однако, были сняты с работы «в порядке освежения и улучшения аппарата Горпросвещения следующие не подвергшиеся чистке, но не соответствующие работники без права поступления в дальнейшем на работу по линии просвещения: Мрак – преподаватель немецкого языка школы 2 ступени; Попов И.Н. – заведующий школой 2 концентра; Бонячук Г.П. – заведующий 3 совшколой 1 ступени 1 концентра; Носов М.М. – преподаватель изо и якутского языка; А.П. Фурман – заведующий детсадом «Деттруд»; З.Я. Жиркова – работник детдома «Деттруд»; Х.И. Зеленская  — работник детдома «Юная коммуна» и др.

на 1 января 1929г. в г. Якутске было 5 школ 1 концентра: 1-й советской школой заведовал П.И. Кабаков, 2-й – А.А. Сахарова, 3-й – Г.П. Бонячук, 4-й – К.Г. Тюнин, 5-й И.И. Попов. В четырех школах 2 концентра работали директорами К.Ф. Беспалов, С.А. Страд (еврейская школа), А.И. Ким (корейская школа), А.Н. Солодовникова руководила русско-татарской школой. Детдомом «Коммунист» руководил В.И. Евмененко-Липп, «Юной коммуной» (дошкольный детдом) – А.Г. Шалыгина. В детском саду «Деттруд» работала заведующей А.П. Фурман, в «Октябренке» – А.С. Нестерова. Этот отчет был составлен заведующим Г.Ф. Андреевым